Нарушения мышленияСтраница 2
Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых", чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения.
Образование аналогий. В методике "Простые или сложные аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии.
Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает объяснение.
Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.
Задание №5. Просветительская работа
В рамках данного задания проведено родительское собрание в первом классе на тему «Школа родительской культуры».
Цель
: дать информацию родителям первоклассников на тему «Особенности адаптационного периода».
Задачи
:
- дать родителям представление об адаптации учащихся;
- помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми на ...
Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей
человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.
В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:
– принцип повторения;
– прин ...
Расстройства эмоций
Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека". В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
эмоциональные состояния, ко ...

