Нарушения мышленияСтраница 1
Существуют разные определения мышления.
"Мышление – это деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задач, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача осуществляется".
Виды патологии мышления
Выделяется три вида патологии мышления:
Нарушение операциональной стороны мышления.
Нарушение динамики мышления.
Нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение операциональной стороны мышления
К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагирование), анализ, синтез.
Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами.
При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:
снижение уровня обобщения;
искажение процесса обобщения.
При снижении уровня обобщения в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что "на диване можно читать"). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга.
При искажении процесса обобщения отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что "они оставляют следы". Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
Можно выделить два часто встречающихся нарушения динамики мышления: лабильность мышления и инертность мышления.
Лабильность мышления заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения соответствует образованию и жизненному опыту. В патологии лабильности мышления повышена так называемая "откликаемость", люди начинают реагировать, вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из внешней среды, нарушая инструкцию, утрачивая целенаправленность действий, ассоциаций.
Инертность мышления – выраженная тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тяжелых травм головного мозга.
Методики для исследования операциональной стороны мышления
Для исследования операциональной стороны мышления используются следующие методики:
Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.
Понимание личного развития человека
Прежде, чем обратиться к вопросам развития человека, необходимо определить, что же не является личным развитием.
Станислав Хохель, психолог практик, личный тренер по персональному развитию и консультант украинской деловой элиты, так раскрывает это понятие.Личное развитие не есть движение к каким бы то ни было атрибутам власти над други ...
Мотивационное управленческое общение
Можно знать множество теорий мотивации и теорий менеджмента, все это очень интересно и полезно для общего развития. Многие руководители, посетив семинары по управлению и получив массу теоретической информации, были разочарованы низкой практической отдачей. Почему это происходит? Все дело в том, что в управлении персоналом есть две глоба ...
Занятие 1. Тема: "Распознавание и отреагирование чувств".
Цель занятия — научиться на практике в группе определять собственные чувства, видеть, как много сходного между членами группы в переживании отрицательных эмоций, и на примере одного из чувств понять, как можно отреагировать это чувство неразрушительным для себя и других образом.
После отчета о самочувствии в настоящий момент (это полез ...