Роль сновидений.Страница 1
Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.
٠ Сгущение
– комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т.п.
٠ Смещение
– проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.
٠ Вторичная обработка
– процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия.
Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями.
Механизм формирования зависимости от ролевых игр
Механизм "затягивания" человека в игровую зависимость, хотя и выглядит очевидным, очень редко упоминается в работах по сходным тематикам. Многое сделано в области исследования мотивации игровой деятельности, однако мотивация, в каком смысле понимают ее большинство исследователей, не является первостепенным фактором формировани ...
Занятие 5-е. Тема: "Границы"
Цель — научиться различать наряду с внешними границами и внутренние, упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ другого.
Внешние границы человека предполагают, что:
Никто не имеет права дотронуться до меня без моего позволения.
Если я разрешаю до себя дотрагиваться, то только так, как мне это нравится.
...
Интерактивная игра или игра в тренинге
Игровая деятельность участников тренинга структурирована в соответствии с целями и задачами работы и подразумевает возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).
Можно выделить несколько разновидностей интерактивных игр: подвижные (разогревающие игры), сюжетные и ролевые, деловые и имитационные (последние две г ...

