Совесть

Вопрос о связи эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самом деле не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но и направляя и поддерживая. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. В процессе формирования совести, в процессе нравственного развития личности, все эмоции без исключения играют, хотя бы не большую, хотя бы косвенную роль[8]. Зрелая совесть и связанные с нею эмоции образуют аффективно-когнитивную структуру, которая оценивает каждый шаг человека на предмет его соответствия нравственным принципам. Влияние на совесть оказывает скорее переживание вины, чем страха. Есть неотразимый аргумент в пользу этого довода, и заключается он в следующем: переживание вины приковывает внимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния или оправдания. Переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страха и отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балансировать на грани, разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушённую чувством вины, можно рассматривать, как свидетельство зрелой совести и нравственного поведения. Ядром структуры совести является чувство ответственности: оно ориентировано на осознание вины, и в то же время способствует выбору такого стиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины. Вина, рассматриваемая, как личностная черта, и вина, рассматриваемая как психологическое состояние, являются реальными психологическими феноменами, оказывающими непосредственное влияние на личность и поведение. Вину, рассматриваемую как личную черту, можно определить, как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм поведения[8]. Таким образом, вина исполняет функции регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах и поступках.

Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Развитие вины и становление совести – важнейшие этапы психологического созревания личности. Совесть связана, как с нравственной устойчивостью человека, так и с его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут не порядочно.


Анализ результатов исследования
При проведении пограничного анализа уже через месяц больные отмечали улучшение настроения (становилось «спокойно на душе», значительно уменьшились или полностью исчезли беспокойство, тревога, напряженность, злость). Большинство больных (82%), которые ранее проходили курс с помощью метода быстрого кодирования (стрессотерапии), а затем п ...

Теория и практика социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. «Двойной статус» социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а та ...

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...