Примеры создания ассоциативных связей с использованием принципов запоминания

Предположим, надо придумать ассоциативную связь между словами БЕГЕМОТ и МАСЛО. Самая стандартная и неинтересная ассоциация - “бегемот ест масло". А так как все обыденное и стандартное человек забывает, то есть большая вероятность ее не запомнить. Однако, если в голову не приходит ничего более интересного или дефицит времени, то, применив некоторые из принципов, ее тоже можно сделать запоминающейся. Зрительные образы проносятся у нас перед глазами за доли секунд - на много быстрее, чем это возможно проговорить. Поэтому доработка ассоциативного образа (особенно с приобретении некоторого опыта) не занимает много времени, зато является неоценимым вкладом в качество запоминания.

Итак, попробуем применить принцип “преувеличения". Пачку масла можно представить не стандартного размера, а огромного, величиной с многоэтажный дом. Бегемота же, наоборот, можно сделать маленьким. Еще можно изменить количество бегемотов - то есть представить много-много маленьких бегемотиков. Теперь представьте на огромной пачке масла целую кучу малюсеньких бегемотиков, которые стремительно ее поедают. Такую связь вы уже вряд ли забудете. Человек должны научиться придумывать такие связи, которые будут удивлять вас самих. Один из способов это сделать - представить себя режиссером смешного мультфильма, задача которого рассмешить и удивить зрителей (или жюри конкурса), сделать так, чтобы они его выделили и запомнили.

Способы запоминания порядка элементов.

Все способы запоминания порядка элементов можно разделить на две группы:

метод последовательных ассоциаций (его еще называют методом рассказа, методом цепочки и т.д., но суть его от этого не меняется

метод связанных ассоциаций, имеющий море разновидностей, все из которых состоят в том, что тем или иным способом составляется вспомогательный список, который служит опорой для запоминания различных списков. Создание вспомогательного (или опорного) списка является ключевым моментом для запоминания информации при помощи метола связанных ассоциаций, поэтому в первую очередь следует ознакомиться с видами опорных списков и способами их построения.

Основные способы построения опорных списков:

специальное запоминание списка слов, для его использования в качестве опорного

использование ключевых слов хорошо известного чаще всего стихотворного произведения (выученной в детстве поэмы, стихотворения, текста хорошо знакомой песни и т.п.)

метод мест (самый древний способ запоминания порядка, носит самые различные названия: метод Цицерона, метод Симонида, метод Римской комнаты, метод локуса и т.п.)

использование образов цифр (простое и с увеличением объема)

использование слов-рифм к цифрам (простое и с увеличением объема)

использование в качестве опорного словесно-числового списка (СЧС), составленного при помощи ЦБК - сложная для освоения, но самая мощная техника

использование других способов перекодировки цифр (цвет, материал и т.д.) для составления на этой основе опорного списка

Кроме вышеперечисленных, есть и другие техники составления опорных списков, основанные в большинстве случаев на сочетании различных способов. Нельзя не отметить и тот факт, что каждый серьезно решивший овладеть техниками быстрого запоминания должен выработать свои индивидуальные приемы запоминания, ориентируясь на уже известные и умело их сочетая.


Техника самоподачи коммуникатора. Прием выигрышного самопредставления.
О важности этого приема говорит, например, опыт, изложенный в книге польского психолога Леслава Войтасика "Психология политической пропаганды". Москва. Наука. 1981г. Три группы испытуемых по тридцать человек собираются в три радиофицированных класса. По радио передается информация о гуманном отношении к малолетним преступника ...

Организация работы по коррекции отклонений в эмоциональном развитии у детей, перенесших психологическую травму. Выявление группы детей с риском психологического травмирования
Практическая часть работы состоит из констатирующего эксперимента, разработки цикла коррекционных занятий с детьми и рекомендаций воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму. Цель констатирующего эксперимента: выявить группу детей с риском психологического травмирован ...

Психология осужденного
Исправительная (пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику лично ...