Материалы » Теории внутриутробного психического развития » Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии. Современные теории внутриутробного психического развития

Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии. Современные теории внутриутробного психического развития

Постепенно с усилением роли науки, описанные выше представления были признаны атавизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Данный подход нашел свое отражение и в психологической науке, признававшей важность первых лет жизни в формировании личности человека, но рассматривающей сознание новорожденного ребенка как чистый лист бумаги, на который только с началом внеутробной жизни начинают наноситься первые записи. Однако, факты накопленные как медициной так и психологией привели к пересмотру ранее сложившейся точки зрения и созданию ряда новых направлений в исследовании перинатального периода.

В психологии это микропсихоанализ и трансперсональная психология, в медицине ряд новых исследований эндокринных и психических процессов плода. В 1985 году Н.Л. Гармашова и Н,Н, Константинова отмечали, что выделение перинатальной медицины в отдельную дисциплину стало возможным благодаря большим успехам в области физиологии, изучения внутриутробного развития и многим новым методам исследования плодов и новорожденных детей. Этим было обусловлено то, что из выделенных в 1989 году G. Schusser основных направлений перинатологии (биохимическое, эндокринологическое, генетическое, психологическое, социологическое и др.) в нашей стране наибольшее развитие получили физиологическое и патофизиологическое. Исследований же касающихся развития психических функций будущего ребенка и психических особенностей беременных было сравнительно немного. При этом они имели существенный недостаток : плод и беременная исследовались как бы изолированно друг от друга.

Развитие пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науки характеризуется следующими достижениями: признание объективности эмбриональной психики (Т. Верни “ Тайная жизнь ребенка до рождения”). Были обнаружены разнообразные способности внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые внешняя среда оказывает на плод, доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулирована теория первичных адаптивных систем и описаны нейрогуморальные механизмы, преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающие так и травмирующие (Odent) .

Следует сказать, в данной модели считается, что наибольшее значение для развития психики ребенка имеют генетические и внешние факторы опосредованные психикой матери.

В рамках современной психологии можно выделить ряд направлений выводящих начало личностной истории из внутриутробного периода развития и занятых как практическими исследованиями в этой области, так и теоретическими построениями. К таковым можно отнести Трансперсональную психологию, (С.Гроф), Микропсихоанализ (С. Фанти) и Дианетику (направление созданное Р.Хабардом.)

Обширные исследования, проведенные в области человеческого бессознательного позволили обнаружить в человеческой психике уровень который можно назвать перинатальным, являющийся базовым, трудноосозноваемым (лишь при помощи специальных психотехник см. раздел “психотерапия опыта рождения”) и оказывающим значительное влияние на личность.