Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности». Описание метода
Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы). Основные шкалы опросника характеризуют полярные личностные свойства, играющие определенную роль в развитии неврозов, неврозоподобных и психосоматических расстройств. Контрольные шкалы выявляют отношение испытуемого к процессу исследования и достоверность результатов.
Ниже приводятся номера и названия шкал опросника «Невротические черты личности» (НЧЛ).
Для личностных шкал, имеющих биполярный характер, название дается по полюсу, соответствующему высоким значениям шкалы.
Личностные шкалы:
1. «Неуверенность в себе».
2. «Познавательная и социальная пассивность».
3. «Невротический “сверхконтроль” поведения».
4. «Аффективная неустойчивость».
5. «Интровертированная направленность личности».
6. «Ипохондричность».
7. «Социальная неадаптивность».
Контрольные шкалы:
8. «Симуляция».
9. «Диссимуляция».
Процедура исследования:
Согласно инструкции испытуемый отвечает, насколько каждое из 119 утверждений опросника в настоящее время соответствует его характеру и поведению. Для оценки степени соответствия используется шестибалльная шкала. При этом 1 – обозначает, что данное высказывание не соответствует особенностям характера и поведения испытуемого; 6 – обозначает, что данное высказывание полностью им соответствует. На регистрационном листе испытуемый отмечает балл выбранного ответа.
Анализ данных и их интерпретация
Получение оценок контрольных и личностных шкал
На первом этапе анализа данных для двух контрольных и семи основных (личностных) шкал с помощью таблицы «ключей» вычисляются первичные шкальные оценки.
Для получения оценки по каждой из контрольных шкал необходимо суммировать баллы, соответствующие ответам испытуемого на все утверждения шкалы, представленные в таблице «ключей». Склонность к симуляции констатируется при превышении «сырой» шкальной оценкой порогового значения, равного 27. Склонность к диссимуляции – при превышении порогового значения, равного 40.
Для получения первичной оценки по каждой из личностных шкал необходимо суммировать баллы ответов на утверждения, номера которых представлены в графе «+» таблицы «ключей» и вычесть баллы ответов на утверждения – в графе «–».
Полученный результат представляет собой первичную шкальную оценку для всех основных шкал кроме шкалы 2 («Познавательная и социальная пассивность»). Для вычисления оценки по шкале 2 необходимо полученный результат вычесть из 119.
На втором этапе анализа с помощью специальной таблицы на основе первичных шкальных оценок для каждой из личностных шкал определяется вторичная шкальная оценка, характеризующая степень выраженности изучаемого свойства. В таблице указаны диапазоны величин первичных шкальных оценок, соответствующие высокой, повышенной, средней, пониженной и низкой степени выраженности личностных свойств. Необходимость такого преобразования обусловлена различным количеством утверждений, входящих в шкалы, и, соответственно, различием в диапазонах от минимального до максимального значений первичных шкальных оценок. Это преобразование позволяет привести совокупность шкальных оценок к единому масштабу и тем самым сделать сопоставимой выраженность черт личности, отражаемых основными шкалами опросника.
В этой таблице представлены правила перехода от первичной шкальной оценки к вторичной пятиградационной оценке выраженности черт личности. Переход основан на делении всего диапазона возможных величин первичных шкальных оценок от минимума до максимума на 5 равномерных интервалов. Такая формализация соответствует клинико-психологическому опыту содержательной оценки выраженности отдельных свойств в структуре личности.
Бикукуллин
· Вынужденное плавание, выученная беспомощность, мыши, крысы [4,30,54], снижает антидепрессантные эффекты вальпроата натрия, этанола, фенгабина и мелатонина в моделях вынужденного плавания и ольфактобульбектомии у крыс и мышей [21,32,44,57]
Бензодиазепиновые инверсные агонисты
FG 7142, Ro 15-3505
Бета-карболин-3-карбоксилата (Б ...
Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего
дошкольного возраста. Описание выборки и методик
исследования
Данное исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребёнка, детском саду «Солнышко» города Сорска. Общий объем выборки составляет 17 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 7 мальчиков и 10 девочек.
В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявл ...
Функция обобщения у животных по работам Е.И. Мухина
По мнению Е.И. Мухина (1990) для рассудочной деятельности характерны некоторые особенности: решение задачи животными без предварительного обучения; повторение экспериментальной ситуации сразу воспроизводит точный ответ со стороны животного; найденный способ решения одной задачи относительно легко переносится в другие условия для решения ...