Материалы » Невротическое развитие личности » Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности». Описание метода

Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности». Описание метода

Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы). Основные шкалы опросника характеризуют полярные личностные свойства, играющие определенную роль в развитии неврозов, неврозоподобных и психосоматических расстройств. Контрольные шкалы выявляют отношение испытуемого к процессу исследования и достоверность результатов.

Ниже приводятся номера и названия шкал опросника «Невротические черты личности» (НЧЛ).

Для личностных шкал, имеющих биполярный характер, название дается по полюсу, соответствующему высоким значениям шкалы.

Личностные шкалы:

1. «Неуверенность в себе».

2. «Познавательная и социальная пассивность».

3. «Невротический “сверхконтроль” поведения».

4. «Аффективная неустойчивость».

5. «Интровертированная направленность личности».

6. «Ипохондричность».

7. «Социальная неадаптивность».

Контрольные шкалы:

8. «Симуляция».

9. «Диссимуляция».

Процедура исследования:

Согласно инструкции испытуемый отвечает, насколько каждое из 119 утверждений опросника в настоящее время соответствует его характеру и поведению. Для оценки степени соответствия используется шестибалльная шкала. При этом 1 – обозначает, что данное высказывание не соответствует особенностям характера и поведения испытуемого; 6 – обозначает, что данное высказывание полностью им соответствует. На регистрационном листе испытуемый отмечает балл выбранного ответа.

Анализ данных и их интерпретация

Получение оценок контрольных и личностных шкал

На первом этапе анализа данных для двух контрольных и семи основных (личностных) шкал с помощью таблицы «ключей» вычисляются первичные шкальные оценки.

Для получения оценки по каждой из контрольных шкал необходимо суммировать баллы, соответствующие ответам испытуемого на все утверждения шкалы, представленные в таблице «ключей». Склонность к симуляции констатируется при превышении «сырой» шкальной оценкой порогового значения, равного 27. Склонность к диссимуляции – при превышении порогового значения, равного 40.

Для получения первичной оценки по каждой из личностных шкал необходимо суммировать баллы ответов на утверждения, номера которых представлены в графе «+» таблицы «ключей» и вычесть баллы ответов на утверждения – в графе «–».

Полученный результат представляет собой первичную шкальную оценку для всех основных шкал кроме шкалы 2 («Познавательная и социальная пассивность»). Для вычисления оценки по шкале 2 необходимо полученный результат вычесть из 119.

На втором этапе анализа с помощью специальной таблицы на основе первичных шкальных оценок для каждой из личностных шкал определяется вторичная шкальная оценка, характеризующая степень выраженности изучаемого свойства. В таблице указаны диапазоны величин первичных шкальных оценок, соответствующие высокой, повышенной, средней, пониженной и низкой степени выраженности личностных свойств. Необходимость такого преобразования обусловлена различным количеством утверждений, входящих в шкалы, и, соответственно, различием в диапазонах от минимального до максимального значений первичных шкальных оценок. Это преобразование позволяет привести совокупность шкальных оценок к единому масштабу и тем самым сделать сопоставимой выраженность черт личности, отражаемых основными шкалами опросника.

В этой таблице представлены правила перехода от первичной шкальной оценки к вторичной пятиградационной оценке выраженности черт личности. Переход основан на делении всего диапазона возможных величин первичных шкальных оценок от минимума до максимума на 5 равномерных интервалов. Такая формализация соответствует клинико-психологическому опыту содержательной оценки выраженности отдельных свойств в структуре личности.


Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Информационный подход и анализ коммуникативной стороны общения. Специфика коммуникационного процесса между людьми: развитие информации в процессе общения, активная позиция участников общения, проблема смысла при усвоении информации. Данные семантики, теории информации, семиотики и лингвистики для социально-психологического анализа комму ...

Развитие и формирование способностей.
Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодопо ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Малые группы и межличностное общение оказываются в роли посредников по отношению к общественному опыту. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно ...