Характеристика выборки и методов исследования
Страница 1

В исследовании принимали участие 30 человек (15 мальчиков, 15девочек) от 12-14 лет 29 гимназии г. Харькова.

Для решения поставленных задач, были использованы следующие методики:

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова)

Направлена на диагностику рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии.

Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. Для любой жизненно важной сферы можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д, а именно:

1) Ц и Д полностью совпадают;

2) Ц и Д в значительной степени совпадают;

3) Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц);

4) Ц и Д полностью расходятся.

Таким образом, основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны.

ИНДЕКС РАСХОЖДЕНИЯ ЦЕННОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ (Ц–Д)

n

R= S ½Цi – Дi ½, где i – номер понятия в регистрационном бланке.

i=1

При n=12 теоретические границы индекса расхождения “Ц–Д” будут находиться в пределах 0 - 72, где 0 – означает полное совпадение “Ценности” и “Доступности” и указывает на однозначность того и другого для личности. 72 – максимальное расхождение “ценности” и “доступности” согласно верхней границе методики. Оно указывает на полное несовпадение “желаемого” и “реального” в текущей жизненной ситуации. Субъективные формулы, т.е. оценки того, что происходит “изнутри”, для 0 и 72 будут следующие:

0 – “Ценное” – одно и тоже для меня, что “доступное”, и, наоборот, “доступное” – одно и тоже, что “ценное”.

72 – Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно.

Объективно, исходя из содержания, теоретико-методологического понятийного аппарата психологии, индекс расхождения “Ц – Д” (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

Имеются следующие показатели индекса расхождения “Ц – Д” (R) в норме: (М ± m)

Мужчины 33,07 ± 1,7 (n = 43 человека)

Женщины 37,02 ± 1,6 (n = 46 человек)

По величине индекса “Ц – Д” можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:

От 0 до НОРМЫ (33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

От НОРМЫ до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

50 – 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

ВК – внутренний конфликт (степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу»).

ВВ – внутренний вакуум (внутренней опустошенность, снижение побуждений).

НЗ – нейтральная зона- это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”.

Образец опросника (см. приложение 1)

Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"

(Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Страницы: 1 2 3


Глоссарий
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира, социализац ...

Общее представление о подростковом возрасте
Подростковый возраст или отрочество – это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до 14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связ ...

Неврологическое состояние
Сознание больной ясное. Навязчивых идей, аффектов, особенностей поведения нет. Ориентирована в пространстве и во времени, общителена. Координация движений не нарушена. На внешние раздражители реагирует адекватно. Общемозговые симптомы (тошнота, рвота, головокружение, ригидность затылочных мышц, симптом Кернига) не проявляются. Менингеал ...