Характеристика выборки и методов исследованияСтраница 1
В исследовании принимали участие 30 человек (15 мальчиков, 15девочек) от 12-14 лет 29 гимназии г. Харькова.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методики:
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова)
Направлена на диагностику рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также уровня самореализации, интегрированности, гармонии.
Данная методика рассматривает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека каждой из этих ценностей. Для любой жизненно важной сферы можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д, а именно:
1) Ц и Д полностью совпадают;
2) Ц и Д в значительной степени совпадают;
3) Ц и Д в значительной степени расходятся, и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц);
4) Ц и Д полностью расходятся.
Таким образом, основной психометрической характеристикой данного теста является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также об уровне самореализации, интегрированности, гармонии с другой стороны.
ИНДЕКС РАСХОЖДЕНИЯ ЦЕННОСТЬ – ДОСТУПНОСТЬ (Ц–Д)
n
R= S ½Цi – Дi ½, где i – номер понятия в регистрационном бланке.
i=1
При n=12 теоретические границы индекса расхождения “Ц–Д” будут находиться в пределах 0 - 72, где 0 – означает полное совпадение “Ценности” и “Доступности” и указывает на однозначность того и другого для личности. 72 – максимальное расхождение “ценности” и “доступности” согласно верхней границе методики. Оно указывает на полное несовпадение “желаемого” и “реального” в текущей жизненной ситуации. Субъективные формулы, т.е. оценки того, что происходит “изнутри”, для 0 и 72 будут следующие:
0 – “Ценное” – одно и тоже для меня, что “доступное”, и, наоборот, “доступное” – одно и тоже, что “ценное”.
72 – Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно.
Объективно, исходя из содержания, теоретико-методологического понятийного аппарата психологии, индекс расхождения “Ц – Д” (R) – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно - личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.
Имеются следующие показатели индекса расхождения “Ц – Д” (R) в норме: (М ± m)
Мужчины 33,07 ± 1,7 (n = 43 человека)
Женщины 37,02 ± 1,6 (n = 46 человек)
По величине индекса “Ц – Д” можно выделить три уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере:
От 0 до НОРМЫ (33 у мужчин, 37 у женщин) – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
От НОРМЫ до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
50 – 72 - высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
ВК – внутренний конфликт (степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу»).
ВВ – внутренний вакуум (внутренней опустошенность, снижение побуждений).
НЗ – нейтральная зона- это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”.
Образец опросника (см. приложение 1)
Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"
(Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти
у школьников подросткового возраста. Цели и гипотезы
исследования
Целями данного исследования являлись: выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков, а также сравнение полученных результатов с данными А.Н.Леонтьева 1920-х гг.
Задачи исследования: репликация методики А.Н.Леонтьева в доработанном виде; исследование опосредствованной и непосредственной памяти ...
Сходство и различие
Время проведения: 15 мин
Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро ...
Задание №3. Психологическое консультирование
Вопросы, по которым обращаются к школьному психологу для консультирования.
1. Трудности в учёбе.
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще ...