Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с данными
исследования А.Н. ЛеонтьеваСтраница 2
Опираясь на анализ статистически значимых различий, который был приведен выше в таблице 8, мы объединили данные трех экспериментальных групп – 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 годов в единую выборку и сравнили получившиеся результаты с наиболее близкой по возрастным рамками группой А.Н. Леонтьева: в нашем случае, это подростки 12-15 лет (6-8 классы), у А.Н. Леонтьева – 12-16 лет (учащиеся V-VI классов). Такое сравнение позволит нам в наиболее общем виде изучить особенности запоминания подростков начала XXI века по сравнению с их ровесниками прошлого века (см. рис. 8).
Рис. 8. Сравнение кривой современной ситуации развития памяти в подростковом возрасте с кривой развития памяти 1920-х годов в условиях непосредственного запоминания и картинно-опосредствованного запоминания
Согласно рис. 8, мы можем видеть, что, в среднем, только в условии с непосредственным запоминанием современные подростки показывают несколько лучшие результаты, чем подростки 20-х гг. прошлого века - в отношении опосредствованного запоминания эффективность запоминания оказывается меньшей. То есть, все-таки, не смотря на культурные, исторические, социальные изменения за последние около 100 лет, картинно-опосредствованные способы запоминания оказываются незначительно, но менее эффективными у подростков XXI века по сравнению с подростками прошлого столетия. Вместе с тем, показатели по непосредственному запоминанию, опять же незначительно, но возрастают по сравнению с показателями классического исследования, что, будем полагать, говорит о некотором улучшении этого вида памяти у подростков в настоящее время.
Заметим, что убедиться в существенности различий в результатах нашего эксперимента и процедуры А.Н. Леонтьева не представляется возможным из-за отсутствия индивидуальных данных или показателей вариативности в работе А.Н. Леонтьева. Поэтому мы вынуждены ограничиться проверкой статистической значимости различий между условиями только в нашем эксперименте. В таблице 14 показаны результаты такой проверки с помощью t-теста для зависимых выборок.[2]
Таблица 14. Проверка значимости различий в среднем количестве воспроизведенных слов подростками для всех пар серий (t-тест для зависимых выборок) – в исследованиях различных годов
Год проведения |
Показатели |
НЗ-КОЗ1 |
НЗ-КОЗ2 |
НЗ-БОЗ |
КОЗ1-КОЗ2 |
КОЗ1-БОЗ |
КОЗ2-БОЗ |
2006-2007 гг. |
t |
-5,892 |
-7,235 |
4,199 |
1,000 |
14,294 |
13,202 |
p |
,000 |
,000 |
,002 |
не значимо |
,000 |
,000 | |
2007-2008 гг. |
t |
-3,628 |
-3,242 |
3,565 |
0,418 |
8,812 |
8,225 |
p |
,001 |
,003 |
,001 |
не значимо |
,000 |
,000 | |
2008-2009 гг. |
t |
-3,835 |
-3,486 |
-2,855 |
-3,008 |
-3,833 |
-3,832 |
p |
,000 |
,000 |
,004 |
,003 |
,000 |
,000 |
Прием "Улыбка" (приветливая мимика).
Улыбка для человека это знак, который, с точки зрения невербального общения, говорит: "я твой друг, я твой защитник, твой единомышленник". У каждого человека есть потребность иметь друга, защитника, единомышленника. Когда эта потребность удовлетворена, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных ...
Операционный аспект мышления
Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.
Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан ...
Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действи ...