Материалы » Изучение агрессивности младших подростков » Специфика агрессии в подростковом возрасте

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Страница 1

Феномен "трудного подростка" с присущими этому возрасту агрессивностью и жестокостью хорошо известен и подробно проанализирован специалистами. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.

Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков.

Агрессивность в отрочестве выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа. В репертуаре поведения большей части подростков редко встречаются действия, сознательно направленные на причинение серьезного физического или психологического вреда другим людям. Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование.

«Материалом» для него служат, как и в детстве, психотравмирующие ситуации, только в пубертатной фазе они усложняются гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро- и микросредовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Данный возраст богат драматическими переживаниями и конфликтами, трудностями адаптации к социальной среде и кризисами, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Эта пора достижений стремительного наращивания знаний, изменений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». Факторами риска являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.

Признаки проявления агрессивности у подростков:

·они ожидают от окружающих враждебности,

·они недооценивают собственную враждебность,

·в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства,

·они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие,

·часто не думают о последствиях своих поступков,

·завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения,

·они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей),

·их не волнует страдание, ответная агрессия, возможность быть отвергнутыми сверстниками,

·ценят превосходство и месть превыше дружбы,

·они менее склонны к компромиссам, чем другие дети,

·полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих,

·не задумываются (скорее просто не знают) о собственной значимости,

·у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию,

В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что отклоняющееся от нормы поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, в ряде случаев может быть "диким" проявлением неправильно ориентированной поисковой активности. В ходе психического, физического и полового созревания потребность в поиске очень остра и если она неправильно ориентирована, то часто является причиной девиантного поведения. Они считают, что неправильно ориентированная потребность в поиске может проявляться не только в немотивированной агрессивности и неожиданных антисоциальных поступках; некоторые периодически возникающие массовые молодежные движения типа хиппи или панков имеют также в своей основе неудовлетворенную потребность в поиске.[52] Немецкий психотерапевт Г.Аммон утверждает, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он рассматривает как частный случай поискового поведения. [25] При правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стимулируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок сталкивается с конфликтами в семье, тогда появляется агрессивность деструктивная.

Страницы: 1 2


Гуманистическое направление
Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существов ...

Развитие человеческой деятельности и её виды.
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так ...

Основные характеристики конфликтов.
Участники конфликта. Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы). Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе ...