Безопасность и экологичность работы
Страница 1

Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям.

Термин экология (от греческого слова oikos – дом, жилище; logos – учение, наука) ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды /32/.

В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами самовоспроизводства природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а, следовательно, и здоровью человека.

Сегодняшняя экологическая ситуация вызывает всеобщую тревогу, споры, ожесточенную полемику на научных дискуссиях, в кабинетах власти, просто при встречах людей разных возрастов и профессий.

Антропогенное влияние на среду не ограничивается воздействием на здоровье человека и прямыми формами действия на флору и фауну. Упрощение структуры экосистем, уменьшение набора составляющих их видов означает нарушение эволюционно сложившихся механизмов, поддерживающих их устойчивость. Это ведет к снижению уровня продуктивности, угрожает поддержанию постоянства газового состава атмосферы, нарушает естественные самоочищения вод, поддержания плодородия почвы.

Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Среда обитания может содержать такие вещества, с которыми организм в ходе эволюции не сталкивался и поэтому не имеет соответствующих анализаторных систем, сигнализирующих об их наличии. В связи с этим оценить состояние здоровья человека, понять характер патологии в отрыве от анализа происходящих изменений в окружающей среде невозможно /33/.

Для России экологические проблемы также актуальны, как и для большинства других стран. Исключение составляет разве что отсутствие перенаселения. Как крупная страна, Россия вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Существует три основные проблемы, которые на протяжении последних десятилетий никак не решаются, напротив, усугубляются:

1) Отсутствие последовательной государственной экологической и эколого-экономической политики. На протяжении большей части ХХ века в России преобладали ресурсно-милитаристский тип хозяйства и командно-бюрократическая система управления, в которой главенствовали технократы и военные. Богатство природных ресурсов страны в этих условиях при экстенсивном экономическом росте обернулась крайней расточительностью и низкой эффективностью их использования. Современные экономические реформы также никак не ориентированы на улучшение экологической обстановки. Переход к рыночной экономике при недостаточности экологической регламентации хозяйственной деятельности усугубляет эти тенденции. А ухудшение экологической ситуации в свою очередь создает дополнительные экономические трудности. Вместе с тем, Россия располагает большой площадью ненарушенных природных систем, которые являются нашим природным богатством, и одной из немногих областей стабилизации биосферы всей планеты.

2) Превышение допустимой антропогенной нагрузки на природную среду, обусловлено многими факторами, среды которых наиболее существенные:

· высокая концентрация промышленности в крупных индустриальных центрах;

· неблагоприятные климатические условия на большей части территории;

· значительная территориальная неравномерность распределения ресурсов, плотности населения, и хозяйственного потенциала.

3) Состояние здоровья населения России находится под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий:

· большая частота нарушений беременности родов, дефектов развития новорожденных, высокая детская заболеваемость и смертность;

Страницы: 1 2 3 4


Разделение учащихся на потоки как причина возникновения стресса
Во многих школах учащихся разделяют на потоки по способностям. Насколько это целесообразно? В обзоре исследований, посвященных анализу последствий такой практики в начальной школе, Экленд (1973) указывает, что, по мнению ее противников, неоднородное группирование учащихся приводит к формированию у всех детей более высокой самооценки. Те ...

Прием сближающего "Мы" обращения.
Этот прием позволяет сблизить позиции людей и установить более тесный контакт. ...

Перечень возможных причин
Время проведения: 10 мин Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать ...