Введение
Страница 1

За последние несколько лет в нашей стране произошли серьёзные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в иных условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась необходимого планирования карьеры, и этот процесс следует начать ещё со школьной скамьи.

Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии.

Во-первых нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В этом могут помочь профориентационные тесты.

Во-вторых, следует правильно оценить, свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры.

В-третьих нужно учесть коньюктуру рынка труда и её ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности.

В-четвёртых нужно исходить из реальных возможностей получения образования,

Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. В период начального обучения выбор профессии для ребёнка кажется простым, большинство мальчиков хотят стать моряками, лётчиками, бизнесменами, водителями, а девочки мечтают о профессии учителя, актрисы. Но чем взрослее они становятся, тем сложнее становится проблема выбора профессии. Не случайно выбор профессии называют самым трудным экзаменом в жизни человека.

В службе занятости профориентация юношей и девушек особенно актуальна в период растущей безработицы среди молодёжи. Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодня школьники, учащаяся молодёжь /1/.

Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах в регионе. Они не способны оценить свои возможности, а это ведёт к тому, что выбор ВУЗа или другого учебного заведения часто происходит спонтанно, как способ на какое то время укрыться от действительности.

Программы сегодняшней профориентации подростков формируют систему представлений о мире профессий, но неадекватных представлений. Часто складывается ситуация когда профориентированный таким образом подросток, закончив школу, институт, попадает из практики учебной деятельности в практику профессии, и сталкивается с проблемой вторичного самоопределения. Возникает вопрос «к чему же стремится подросток: к социуму, к практической деятельности или к своим представлениям?»/2/.

Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определённые индивидуально - психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определённых успехов, но за счёт перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве.

В связи с неудачами в выборе профессии центры занятости вынуждены привлекать значительные дополнительные средства на обучение и трудоустройство молодёжи.

В то же время, проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, студентов, встречи с профконсультантом, способствовали бы снижению уровня безработицы среди молодёжи, уменьшению затрат на обучение и основой для проведения профессионального психологического отбора.

Страницы: 1 2