Материалы » Социальная психология » Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Страница 2

Кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), необходимый элемент совместной деятельности. А. Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Экспериментальные исследования: анализ вкладов участников взаимодействия и степень включенности в него.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия (негативные примеры преступного сообщества).

Может ли конкуренция сама по себе провоцировать вражду? Согласно эксперимента, испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли, соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61% чаще. Таким образом, соперничество порождает агрессию.

Анализ исследований, посвященных соперничеству или конкуренции, показывает, что здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

У конфликта выделяют четыре основные характеристики: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Условия конфликта (возникновения и протекания): конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он протекает и развивается: социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их различными характеристиками.

Образы конфликтной ситуации: внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), представления о противостоящей стороне и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.

Предмет конфликта – связан с целями конфликтующих сторон, то что становится объектом противоречащих друг другу несовместимых притязаний сторон: конкретный объект, конкретная возможность, ценностное утверждение исключающее мнение другого и др.

Возможные действия участников конфликта: образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они принимают характер взаимодействия.

Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Функции конфликта:

1. Деструктивная функция: внутриличностный аспект (состояние психологического дискомфорта), на уровне группы (разрушение коммуникаций, ведет к рассогласованию взаимодействия, порождает стрессы). Для деструктивного конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий и т.д. (экспансия). Происходит наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента (эскалация).

2. Конструктивная функция конфликта возникает в том случае, когда столкновение порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Здесь внутриличностный конструктивный конфликт – источник развития личности, ее совершенствования, а в групповых и межгрупповых взаимодействиях конструктивный конфликт – предотвращение застоя, источник нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов и ситуаций

Бейлс свел все наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Страницы: 1 2 3


Потребности и мотивы личности
Потребность - это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомф ...

Снятие мышечного напряжения. Обучение различным методам мышечной релаксации основных групп мышц.
Подготовка Устройтесь поудобнее, ослабьте стесняющую Вас одежду. Напрягайте каждую группу мышц 2 раза примерно по 5 секунд, причем, напряжение должно быть максимальным, насколько это возможно. Руки Сожмите обе руки на вдохе в кулаки как можно крепче. Медленный вдох. Максимальное напряжение на высоте вдоха и расслабление. Полное рассла ...

Инструментальные условные рефлексы
Параллельно с работами И.П. Павлова, в США развивалось изучение сложных рефлексов, которые носят название инструментальных условных рефлексов. Основателем этого направления был Морган (Morgan, 1900). Различия инструментальных рефлексов и классических павловских довольно велики. В классических условных рефлексах условный сигнал — раздр ...