Материалы » Социальная психология » Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Страница 2

Кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил), необходимый элемент совместной деятельности. А. Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого, т. к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Экспериментальные исследования: анализ вкладов участников взаимодействия и степень включенности в него.

При анализе различных типов взаимодействия важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия (негативные примеры преступного сообщества).

Может ли конкуренция сама по себе провоцировать вражду? Согласно эксперимента, испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли, соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61% чаще. Таким образом, соперничество порождает агрессию.

Анализ исследований, посвященных соперничеству или конкуренции, показывает, что здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

У конфликта выделяют четыре основные характеристики: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Условия конфликта (возникновения и протекания): конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он протекает и развивается: социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их различными характеристиками.

Образы конфликтной ситуации: внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях), представления о противостоящей стороне и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.

Предмет конфликта – связан с целями конфликтующих сторон, то что становится объектом противоречащих друг другу несовместимых притязаний сторон: конкретный объект, конкретная возможность, ценностное утверждение исключающее мнение другого и др.

Возможные действия участников конфликта: образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. Поскольку действия противостоящих сторон в большой степени влияют друг на друга, взаимообусловливаются, в любом конфликте они принимают характер взаимодействия.

Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Функции конфликта:

1. Деструктивная функция: внутриличностный аспект (состояние психологического дискомфорта), на уровне группы (разрушение коммуникаций, ведет к рассогласованию взаимодействия, порождает стрессы). Для деструктивного конфликта характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий и т.д. (экспансия). Происходит наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента (эскалация).

2. Конструктивная функция конфликта возникает в том случае, когда столкновение порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Здесь внутриличностный конструктивный конфликт – источник развития личности, ее совершенствования, а в групповых и межгрупповых взаимодействиях конструктивный конфликт – предотвращение застоя, источник нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов и ситуаций

Бейлс свел все наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Страницы: 1 2 3


Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...

Заключение.
Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: · · Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности. · · Конкретизаци ...

Предпосылки формирования стереотипов межличностного взаимодействия супругов
Стереотипы межличностного взаимодействия супругов порождаются многими причинами. Ниже мы охарактеризуем четыре основные группы предпосылок формирования стереотипов: культурно-исторические истоки, установки, социальные причины, а также бессознательные предпосылки. ...