Материалы » Социальная психология » Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Страница 1

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Существует несомненная связь между взаимодействием и общением. Часть авторов говорит о связанном, но все, же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть авторов отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т. е. как обмен информацией). Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. Таким образом, интерактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий.

Известны следующие способы описания структуры взаимодействий.

1. Теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Фиксировали некоторые компоненты взаимодействия (люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения), искали детерминирующие факторы мотивации действий во взаимодействии. Теория Парсонса – попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт, а из них впоследствии складываются схемы действий. Считается, что это направление приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

2. Описание ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Я. Щепаньский). Основное понятие – социальная связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта, психологического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

3. Транзактный анализ (Э. Берн) – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из позиций, условно обозначаемую как: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда трансакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: например, Взрослый – Родитель. Взаимодействие эффективно при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (развлечениям) и играм.

Существуют и другие классификаций взаимодействия: А. А. Леонтьева (социально-ориентированные, предметно ориентированные и личностно ориентированные ситуации); Аргайла (официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, ассиметричные ситуации и т.д., при этом каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия: ритуальный, задан некоторой культурой (например, приветствие), манипулятивный и гуманистический) и др.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных: кооперация и конкуренция. Экспериментально данную дихотомию социального взаимодействия показал в своих экспериментах Шериф.

Страницы: 1 2 3


Речь. Речь и её функции.
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. С ...

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Место межличностного восприятия в системе социально-перцептивных процессов. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия), роль эмпатии в межличностном восприятии. Эффекты межличностного восприятия: эффек ...

Человеческие эмоции и особенности их проявлений. Характеристика эмоций
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направл ...