Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" [6], следующими тремя группами причин, обусловленными:
* трудовым процессом;
* психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
* личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице №1.
Таблица№1 Функции конфликтов
|
Позитивные |
Негативные |
|
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
|
получение новой информации об оппоненте |
увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
|
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
представление о побежденных группах, как о врагах |
|
стимулирование к изменениям и развитию |
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
|
снятие синдрома покорности у подчиненных |
после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
|
диагностика возможностей оппонентов |
сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”) |
Пол и функциональная асимметрия
По данным М. П. Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин - с плохими.
Мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаи ...
Десоциализированные, опасные, пассивные.
2.1. Мотивация: совершение преступления для поддержания своего образа жизни.
2.1.1. Дезадаптивный тип.
2.1.2. Алкогольный тип.
Общие черты:
- пассивность;
- плохая социальная адаптация;
- антисоциальный образ жизни;
- безразличие к своей судьбе;
- отсутствие устойчивого представления о себе;
- социальные контакты поверхностны;
...
Общее представление о подростковом возрасте
Подростковый возраст или отрочество – это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до 14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связ ...

