Материалы » Потребности как источник развития личности дошкольника » Роль игровой деятельности в воспитании нравственно культурных качеств ребенка

Роль игровой деятельности в воспитании нравственно культурных качеств ребенка
Страница 6

Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, побуждающих и направляющих ее, имеет важное значение для организации целенаправленных воспитательных воздействий на дошкольника.

Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятием потребность. Принято различать потребности двух видов: биологические и социальные (характерные только для человека: потребность в общении с другим человеком, в социальном признании, духовные потребности и т.д.).

Очень важно, говоря о потребностях, выделять два момента их формирования: 1) появление потребности при отсутствии конкретного предмета ее удовлетворения. Поведение ребенка в таком состоянии характеризуется ненаправленной активностью, общепоисковым характером этой активности; 2) появление предмета, способного удовлетворить потребность.

Мы говорим о том, что потребности ребенка, его стремления должны играть решающую роль в судьбе каждой личности, когда цели и задачи, которые ставит перед ребенком воспитатель, должны стать и его собственными целями и устремлениями. С постановки целей воспитания самим ребенком начинается процесс самовоспитания, постоянной работы над собой. Этот процесс может и должен быть начат в дошкольном возрасте. Для этого не окрепшую еще волю маленького ребенка надо укреплять, учить его ставить перед собой конкретные задачи и решать их. Например, ребенок хочет кататься на лыжах, но не умеет помочь детям в игре. Встав на лыжи, падает, досадует, иногда от боли плачет, но опять встает, подбадриваемый взрослыми.

Но чтобы ставить конкретные задачи воспитания перед ребенком, надо хорошо знать, на каком возрастном этапе развития находится данный ребенок, какие факторы играют ведущую роль в воспитании ребенка на данной возрастной ступени его развития. Какие же это факторы? Рассмотрим некоторые из них.

В дошкольном возрасте ведущим фактором является игра. Играя, ребенок познает мир, характер отношений в обществе, усваивает нравственные понятия. Далеко не во всех семьях родители понимают значение игры для дошкольника, не знают специфики игровой деятельности дошкольника и младшего школьника, не умеют. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Дошкольный возраст - это период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф.Г. Лорка: " . какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами.

На какие же желания ребенка следует обратить внимание? До сих пор мы говорили о воспитании дошкольников в разных видах «взрослой» деятельности, на время, забыв о том, что перед нами дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, кото­рые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева
Результаты, полученные в ходе данного исследования, были представлены в средних арифметических (M), в медианах (Ме) и в модах (M0). Величины средних ошибок (m) были вычислены по формуле: где ε – относительная погрешность измерений, а n – количество испытуемых. Коэффициенты относительного повышения запоминания слов в третьей се ...

Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Концепция стресса Г. Селье
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нане ...