ЗаключениеСтраница 3
IV. Динамика разворачивания ситуации семейного конфликта представлена как нелинейное чередование пяти основных этапов: I - «зарождение конфликта»; II - «латентная защита»; III - «аккумуляция эмоционального напряжения»; IV- «эмоциональный взрыв»; V- «разрешение конфликта».
Следует заметить, что, обращаясь к психологу, клиент реально находится на одном из выделенных этапов. Однако при анализе ситуации семейного конфликта другие этапы просматриваются в очевидной или скрытой форме. Признавая известную условность представленной динамики, мы считаем правомерным использовать эту схему для системного представления полученных результатов.
В исследовании показано: уже на I этапе, переживая страх потери любви и признания, индивид неосознанно ищет защиты. Такую функцию выполняет, в первую очередь, стереотип «непонимания».
На II этапе развития конфликта к страху добавляется неосознанное чувство стыда, что побуждает индивида использовать стереотипы доминирования и/или подчинения «сильному» как латентную защиту.
На III этапе происходит накопление эмоциональной напряженности: в переживаемом аффективном комплексе начинает доминировать чувство вины. При этом один индивид изначально признает виновным себя, другой с самого начала обвиняет во всем партнера. Зарождающиеся сомнения снимаются стереотипом пристрастного отношения к «своим» и «чужим», в котором неосознанное чувство вины трансформируется в раздражение и агрессию, направленную против другого.
К IV этапу конфликта обе стороны приходят с накопившимся комплексом негативных чувств. Переживая «взрыв эмоций», одни прибегают к стереотипу агрессивного подавления «слабого», другие используют стереотип «жертвы».
На V этапе разворачивания конфликтной ситуации наступает «разрыв контактов»: обе стороны, переживая обиду, используют стереотип ««ухода»».
V. Специфика проявления стереотипов в ситуации семейного конфликта зависит от качеств личности и ее социальной принадлежности. В исследовании обнаружена связь неконструктивных стереотипов взаимодействия и их эмоциональной составляющей со склонностью к экстрапунитивным и интропунитивным реакциям.
В стереотипах доминирования («хозяин дома») и агрессивного подавления «слабого» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к эктрапунитивным реакциям. В стереотипах «жертвы», подчинения «сильному» эмоциональная напряженность сочетается со склонностью к интропунитивным реакциям. В стереотипах: «непонимания», пристрастного отношения к «своим» и «чужим», поиска «виновного» и «ухода» - значимых различий в экстрапунитивных и интропунитивных реакциях не наблюдается; эмоциональная напряженность при этом устойчиво фиксируется в каждом из названных стереотипов.
В исследовании показано: специфика проявления неконструктивных стереотипов зависит от социальной принадлежности личности.
На I этапе ситуации семейного конфликта большинство клиентов, независимо от их личностных качеств и социальной принадлежности, используют стереотип «непонимания».
На II этапе клиенты из группы бизнесменов и группы учителей используют, преимущественно, стереотип доминирования («хозяин дома»), а из группы служащих и группы студентов социального университета - стереотип подчинения «сильному».
На III этапе представители всех исследуемых социальных групп используют стереотипы поиска «виновного» и пристрастного отношения к «своим» и «чужим».
Но у бизнесменов и учителей поиск «виновного» сводится, преимущественно, к обвинению других членов семьи, а у служащих и у студентов социального университета - к обвинению самих себя.
На IV этапе разворачивания конфликта бизнесмены и учителя используют стереотип агрессивного подавления «слабого», а служащие и студенты социального университета предпочитают стереотип «жертвы».
Прием обеспечения интимности ("нам никто не помешает").
При этих словах инициатора общения, у объекта коммуникации создается расположение к другому человеку, появляется определенное отношение открытости. ...
Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Прием выяснения состоит в обращении к говорящему за некото ...
Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов.
Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...