Занятие 9-е. Тема: "Да, мы умеем думать".
Цель — показать, что созависимые умеют думать, прогнозировать будущее и принимать решения, способствующие построению здоровых отношений.
- Когда созависимые будут спрашивать мнение психотерапевта по поводу их собственной жизни, задайте им встречный вопрос, а что они сами думают по этому поводу. Поскольку созависимые долго отказывались от себя, то они разучились доверять своему разуму и спрашивают у других, как разрешить проблемы, с кем жить, а иногда просто передоверяют другим делать за них важный выбор. В процессе выздоровления от созависимости мы учимся любить себя, доверять себе, слушать себя.
- Раньше мы использовали свой ум не по назначению. Мы тратили все силы на тревогу, на мысли о других. Мы устали. Мы позволили другим злоупотреблять нашим разумом. Прямо или косвенно другие могли внушать нам, что мы не умеем думать и принимать правильное решение.
- Нижеследующие предложения могут помочь нам обрести уверенность в своих умственных способностях:
- Дай хоть немного покоя своему разуму. Посмотри на проблемы отстраненно. Успокойся, а потом решай.
- Попроси Бога помочь тебе все обдумать. Проси дать тебе правильную мысль, нужное слово и действие. Но учти, что Бог ждет, что ты сделаешь свою часть.
- Перестань тратить время на ненужную тревогу, навязчивое обдумывание пьянства, на постоянное размышление об ощущении себя жертвой.
- Подпитывай свой разум. Давай уму информацию. Собирай сведения о своих проблемах, побольше узнавай о химической зависимости, об отношениях в семье. Вначале собери факты, рассортируй их, пусть они улягутся, а потом прими правильное решение.
- Подпитывай свой ум здоровыми мыслями. Погружайся в деятельность, которая дает тебе положительные чувства. Читай книги по психологии, медитации. Назови что-нибудь такое, что позволяет тебе сказать: "Я могу" вместо того, чтобы говорить "Я не могу".
- “Распрямляй” свой ум. Расширяй свои контакты с миром, узнавай новое, посещай занятия.
- Прекрати говорить плохо о своем уме. Даже в шутку не называй себя идиоткой, никогда не говори "Я глупая".
- Используй свой ум. Принимай решения. Высказывай их. Не позволяй другим принимать за тебя решения, в этом случае ты — жертва. И не твое это дело принимать решения за других взрослых. Тогда ты — спасительница.
Домашнее задание
Кто принимает важные решения за вас? Как вы себя чувствуете, когда важные решения за вас принимают другие и когда вы сами принимаете важные решения?
Влияние родительского контроля на нравственную сферу
детей старшего дошкольного возраста
Рассмотрим некоторые положения о влиянии родительского контроля на нравственное становление личности ребенка.
Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формирова ...
Развитие памяти как высшей психической функции. Понятие
памяти
Согласно определению из Большого психологического словаря, память – «форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последу ...
Определение и область применения немедицинской психотерапии
Согласно «Психотерапевтической энциклопедии» под редакцией Б.Д. Карвасарского психотерапия «в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов .». Психотерапия в общих чертах представляет собой «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная п ...