Эмпирическое исследование эмоциональной сферы больных алкоголизмом. Программа и методы исследования
Эмоциональные нарушения у больных алкоголизмом занимают важное место в клинике заболевания. Во многих исследованиях отмечается, что эмоционально-волевые нарушения возникают гораздо раньше, чем интеллектуально-мнестические
Аффективные расстройства у больных алкоголизмом достаточно выражены и часты. Спектр этих расстройств достаточно широк: эмоциональная лабильность, психопатизация, невротизация, депрессия.
На базе психологической лаборатории областной клинической наркологической больницы было проведено исследование с целью более пристального рассмотрения особенностей эмоциональной сферы больных алкоголизмом и использования полученных результатов в лечебной практике.
В задачи исследования входило выявление уровня тревожности, самочувствия, активности, настроения, самоуважения, экстраверсии-интроверсии.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- тест «Самочуствие-активность-настроение»;
- Шкала самооценки;
- Личностный дифференциал.
Наибольшую эффективность в преодолении алкогольной зависимости у мужчин показал метод пограничного анализа, разработанный Гарифуллиным Р.Р. [16, с. 10] Пограничный анализ выступает в качестве некоего преобразования, «линзы», преобразующей восприятие алкогольнозависимой личности. Пограничный анализ позволяет соединить несводимые друг к другу алкогольнозависимую и трезвую, т.е. виртуальную и действительную реальности. Этот метод выступает в роли переходного оператора, который ранее отсутствовал при психокоррекции наркозависимости, основанной на деятельностном подходе [49, с. 196]. В результате этого изменяется механизм и структура деятельности личности. У личности открывается множество потребностей. Пограничный анализ, разрешает проблему стыковки законов реального и виртуального миров алкогольнозависимой личности.
Для этого необходимо создать иллюзию «нового рождения». Люди, которые пережили клиническую смерть, знают, что это такое. Действительно, происходит второе рождение. То, что было утеряно: иллюзии, цели, переживания, мироощущение – все обновляется.
В качестве условий наблюдения, в которых открывались, на наш взгляд, наилучшие возможности изучения эффективности методов, явились экспериментально-психологического исследования и важнейшие культурно-бытовые и производственные моменты жизни больных алкоголизмом в психотерапевтическом центре, а также проведения индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий. Результаты наблюдений фиксировались ретроспективно, в виде дневника-протокола, составляемого тотчас после окончания наблюдения.
В нашей работе метод естественного эксперимента А.Ф.Лазурского был применен для исследования изменений установок личности больного[26, с.192].
Критериями наличия установки на трезвость в нашем исследовании были:
1)стремление больного к лечению методами, исключающими возможность приема алкоголя после психокоррекции;
2) отсутствие алкоголя как средства достижения каких-либо целей у героев проективной продукции больного;
3) отсутствие в юморе больного утверждения превосходства пьяных над трезвыми;
4)отсутствие в речи и поведении больного выраженного удовольствия, оживления, бахвальства при воспоминании о пьяной жизни;
5) приближение самооценки больного, в частности, относительно характера и тяжести своего заболевания, к адекватной.
Было обследовано 25 пациентов мужского пола, находящихся на стационарном лечении с диагнозом: хронический алкоголизм 2 стадии, запойная форма (1 группа) и 25 человек, ведущих трезвый образ жизни (2 группа).
Работа с методиками проводилась индивидуально, в ходе беседы.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения .Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до 7 ...
Инструментальные условные рефлексы
Параллельно с работами И.П. Павлова, в США развивалось изучение сложных рефлексов, которые носят название инструментальных условных рефлексов. Основателем этого направления был Морган (Morgan, 1900).
Различия инструментальных рефлексов и классических павловских довольно велики.
В классических условных рефлексах условный сигнал — раздр ...
Речь как средство общения людей.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь з ...