Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом

Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом
Страница 7

а) в безразличии, отвращении и страхе потребления наркотических средств, а также снятии наркозависимости;

б) в исчезновении вредных привычек: курения, сосания, плевания, ругани матом и т.д. и т.п.

в) в уменьшении потребности пищи (от ожирения), соли, сахара;

г) в снятии глубинных психологических конфликтов (снятие порчи, сглаза и т. д.)

Применение кодирования с целью психокоррекции алкогольной зависимости, является лишь частным случаем в общей системе кодирования. На наш взгляд, все методы наиболее эффективного кодирования от алкогольной зависимости основываются на использовании феномена пограничной ситуации. Согласно экзистенциальной философии и психологии [52, с. 90], находясь в пограничной ситуации, личность познает себя, снимает «шифр бытия», в ней идет осмысление жизни и т.д. и т.п. Именно страх смерти способен влиять на мышление и поведение человека как никакой другой феномен человеческой души. Грамотной организацией этих процессов с целью психокоррекции алкогольнозависимых личностей занимаются психологи, применяющие методы кодирования.

Приведем для наглядности пример из нашей практики.

На приеме в нашем медицинском центре находились трое больных алкоголизмом. На первом этапе было проведено знакомство с больными и их тестирование. Оказалось, что двое из них плохо внушаемые, неврастенического типа личности. Третий больной оказался истероидного типа, очень внушаемым (степень алкоголизма очень высокая). На втором этапе выяснилось, что оба неврастеника сильно верят в метод, так как ранее проходили кодирование их близкие друзья. Истерик, наоборот, в метод не верит и не слышал об его эффективности. На этом этапе был сделан вывод, что во время привязки проводить условно-рефлекторное воздействие целесообразнее только обоим неврастеникам. Условно-рефлекторное воздействие проходило на этапе привязки. Пациентам были введены внутривенно специальные фармпрепараты, а через три часа проведена "репетиция" введения кода и проверка реакции организма на выпивку алкоголя после пробного кодирования. Во время "репетиции" присутствовал пациент истерического склада, и ему также был введен код (фармпрепарат не вводили). Пациенты-неврастеники после выпивки небольшого количества водки сразу ощутили смертельный ужас своего состояния: началась сильная рвота, глубокая депрессия, мучительные ощущения в голове и в теле, постепенное умирание и т.д. Мы попросили, чтобы они сообщали все свои ощущения. Пациент-истерик, благодаря психологической индукции и сильной внушаемости, ощутил те же состояния. У него также началась рвота и гнусные (со слов) ощущения. Все трое стали просить о снятии кода, иначе они погибнут. Код был снят введением фармпрепарата, снимающего действие ранее введенного. Истерику "код сняли" благодаря внушению и манипуляциям о "снятии кода". На последнем, заключительном, этапе кодирования был окончательно введен код и дана инструкция, что потребление алкоголя смертельно опасно. (Очевидно, что фармпрепарат не вводился).

Сильный стресс, испытанный накануне кодирования (на этапе привязки), надолго «осядет» в подсознании больного – это и будет действием кода. Закодированный, после такого лечения будет испытывать страх выпивки, чтобы избежать тех смертельно опасных ужасов, которые происходили с ним во время лечения. Практика показывает, что после такого кодирования около 7-8% пациентов, употребив алкоголь, действительно начинают испытывать те же ощущения, что и во время привязки.

Благодаря этим пациентам создается положительный ореолоэффект метода (вера в метод), что способствует страху выпивки у многих закодированных. Вышеприведенное кодирование также проводилось в группах из 20-25 человек. Введение фармпрепарата, вызывающего гнусные ощущения после потребления алкоголя, проводят 4-5 пациентам. Обычно этих пациентов называют группой затравки, создающей психологическую индукцию и ореол- эффект метода кодирования. Общение этих пациентов с остальной группой позволяет всем пациентам окончательно поверить в силу кода. Условно-рефлекторное воздействие проводится лишь небольшому числу пациентов, которые не знают истинных причин последствий, вызываемых фармпрепаратом, дающим "смертельно опасную" реакцию лишь после смешения с алкоголем. Очевидно, что код является лишь ритуалом. Происходит подмена истинной причины эффекта (смешение фармпрепарата с водкой) на ложную (код). Это и есть шанжировка – основной принцип манипулятивной психотерапии.

Таким образом, в качестве кода может выступать любая ритуальная манипуляция (прикосновение и надавливание на определенные точки головы, воздействие светом, звуком, теплотой, пассы руками и т.д. и т.п.). Психолог должен ответственным образом относиться к этим ритуалам, так как они проникают в подсознание и создают психологический каркас физиологического кода.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Поиск аналогий
Время проведения: 10 мин Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета о ...

О тесте “Стрессорность”
Автором данного теста является О.Грегор (США), (модификация незначительна). Стресс – с французского языка переводится как напряжение, мобилизация. Целью проведения данного теста является выявить стрессорность у спортсменов, т.е. насколько каждый из спортсменов подвержен стрессу и что необходимо делать, чтобы этого избежать. На каждый ...

Техника самоподачи коммуникатора. Прием выигрышного самопредставления.
О важности этого приема говорит, например, опыт, изложенный в книге польского психолога Леслава Войтасика "Психология политической пропаганды". Москва. Наука. 1981г. Три группы испытуемых по тридцать человек собираются в три радиофицированных класса. По радио передается информация о гуманном отношении к малолетним преступника ...