Материалы » Особенности эмоциональной сферы больных алкоголизмом » Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом

Особенности самовосприятия и межличностного восприятия больных алкоголизмом
Страница 7

а) в безразличии, отвращении и страхе потребления наркотических средств, а также снятии наркозависимости;

б) в исчезновении вредных привычек: курения, сосания, плевания, ругани матом и т.д. и т.п.

в) в уменьшении потребности пищи (от ожирения), соли, сахара;

г) в снятии глубинных психологических конфликтов (снятие порчи, сглаза и т. д.)

Применение кодирования с целью психокоррекции алкогольной зависимости, является лишь частным случаем в общей системе кодирования. На наш взгляд, все методы наиболее эффективного кодирования от алкогольной зависимости основываются на использовании феномена пограничной ситуации. Согласно экзистенциальной философии и психологии [52, с. 90], находясь в пограничной ситуации, личность познает себя, снимает «шифр бытия», в ней идет осмысление жизни и т.д. и т.п. Именно страх смерти способен влиять на мышление и поведение человека как никакой другой феномен человеческой души. Грамотной организацией этих процессов с целью психокоррекции алкогольнозависимых личностей занимаются психологи, применяющие методы кодирования.

Приведем для наглядности пример из нашей практики.

На приеме в нашем медицинском центре находились трое больных алкоголизмом. На первом этапе было проведено знакомство с больными и их тестирование. Оказалось, что двое из них плохо внушаемые, неврастенического типа личности. Третий больной оказался истероидного типа, очень внушаемым (степень алкоголизма очень высокая). На втором этапе выяснилось, что оба неврастеника сильно верят в метод, так как ранее проходили кодирование их близкие друзья. Истерик, наоборот, в метод не верит и не слышал об его эффективности. На этом этапе был сделан вывод, что во время привязки проводить условно-рефлекторное воздействие целесообразнее только обоим неврастеникам. Условно-рефлекторное воздействие проходило на этапе привязки. Пациентам были введены внутривенно специальные фармпрепараты, а через три часа проведена "репетиция" введения кода и проверка реакции организма на выпивку алкоголя после пробного кодирования. Во время "репетиции" присутствовал пациент истерического склада, и ему также был введен код (фармпрепарат не вводили). Пациенты-неврастеники после выпивки небольшого количества водки сразу ощутили смертельный ужас своего состояния: началась сильная рвота, глубокая депрессия, мучительные ощущения в голове и в теле, постепенное умирание и т.д. Мы попросили, чтобы они сообщали все свои ощущения. Пациент-истерик, благодаря психологической индукции и сильной внушаемости, ощутил те же состояния. У него также началась рвота и гнусные (со слов) ощущения. Все трое стали просить о снятии кода, иначе они погибнут. Код был снят введением фармпрепарата, снимающего действие ранее введенного. Истерику "код сняли" благодаря внушению и манипуляциям о "снятии кода". На последнем, заключительном, этапе кодирования был окончательно введен код и дана инструкция, что потребление алкоголя смертельно опасно. (Очевидно, что фармпрепарат не вводился).

Сильный стресс, испытанный накануне кодирования (на этапе привязки), надолго «осядет» в подсознании больного – это и будет действием кода. Закодированный, после такого лечения будет испытывать страх выпивки, чтобы избежать тех смертельно опасных ужасов, которые происходили с ним во время лечения. Практика показывает, что после такого кодирования около 7-8% пациентов, употребив алкоголь, действительно начинают испытывать те же ощущения, что и во время привязки.

Благодаря этим пациентам создается положительный ореолоэффект метода (вера в метод), что способствует страху выпивки у многих закодированных. Вышеприведенное кодирование также проводилось в группах из 20-25 человек. Введение фармпрепарата, вызывающего гнусные ощущения после потребления алкоголя, проводят 4-5 пациентам. Обычно этих пациентов называют группой затравки, создающей психологическую индукцию и ореол- эффект метода кодирования. Общение этих пациентов с остальной группой позволяет всем пациентам окончательно поверить в силу кода. Условно-рефлекторное воздействие проводится лишь небольшому числу пациентов, которые не знают истинных причин последствий, вызываемых фармпрепаратом, дающим "смертельно опасную" реакцию лишь после смешения с алкоголем. Очевидно, что код является лишь ритуалом. Происходит подмена истинной причины эффекта (смешение фармпрепарата с водкой) на ложную (код). Это и есть шанжировка – основной принцип манипулятивной психотерапии.

Таким образом, в качестве кода может выступать любая ритуальная манипуляция (прикосновение и надавливание на определенные точки головы, воздействие светом, звуком, теплотой, пассы руками и т.д. и т.п.). Психолог должен ответственным образом относиться к этим ритуалам, так как они проникают в подсознание и создают психологический каркас физиологического кода.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» [7] и как «присущее всем биологическим индиви­дам» [38] поведение. Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: био ...

Прием организации совместной деятельности.
Совместная деятельность сближает людей. Представьте себе ситуацию, когда вас направили в командировку на проверку одного из взводов ППС. В управлении вас познакомили с вашим коллегой, который направляется в тот же взвод с той же благородной миссией оказания практической помощи. Вы едете на личном автомобиле вашего нового знакомого. Поск ...

Психологическая дезадаптация при межкультурных контактах
«Ключевой категорией, позволяющей выразить специфику осуществления адаптивной деятельности людей, является понятие «культура» . Адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности (в том числе и человеческой) имеет исходную ад ...