Материалы » Причины возникновения и пути ликвидации школьного стресса » Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса

Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса
Страница 1

До начала 50-х гг. психологи и педагоги практически не занимались систематическим изучением факторов, влияющих на учебную деятельность школьников. Они были так поглощены новой занимательной игрой в измерение интеллекта, что все их усилия сосредоточились исключительно на выявлении интеллектуальных предпосылок обучаемости. Такие факторы, как атмосфера в семье, принадлежность к определенному социальному классу, воспитательные методы, применяемые родителями, мотивация, личностные качества, стиль мышления и т. д., стали рассматриваться в связи с учебным процессом сравнительно недавно.

Однако связь между личностными характеристиками и учебной деятельностью школьников всегда была предметом внимания в школьных отчетах и в учительской. Многие поколения учителей и учащихся интуитивно считали это важным объяснительным принципом. Об этом свидетельствуют, например, такие типичные для школьных отчетов обороты, как «занимается охотно», «не умеет сосредоточиться», «но уверен в своих силах», «сомневается в себе» и т. д. Как ни бывают поверхностны порой подобные характеристики, они, тем не менее, выражают интуитивное убеждение, что успеваемость школьников тесно связана с их образом Я и с поведением, продиктованным представлениями о себе. Обратимся же теперь к данным исследований, в которых эта связь выявляется объективными методами. В большом исследовании, посвященном установлению зависимости между мотивацией, личностными характеристиками и успеваемостью, Кэттелл, Сили и Суини (1966) обнаружили, что различия в успеваемости учащихся объясняются на 21—25 % данными теста на интеллект, на 27—36 % — личностными свойствами и на 23—27 % — мотивацией. На основе данных, полученных в этом исследовании, можно заключить, что для прогнозирования уровня успеваемости школьника необходимо учитывать показатели его личностных качеств, мотивации и способностей. Поскольку Я-концепция относится как к сфере личности, так и к мотивационной сфере индивида, ее вклад в варьирование успеваемости оказывается очень существенным. Мы уже не говорим о той решающей роли, которая принадлежит Я-концепции в сфере физического и социального развития школьника, которое также должно занимать в системе образования заметное место. Это следует особенно подчеркнуть, ибо когнитивное развитие и успеваемость нельзя рассматривать в отрыве от других аспектов развития, как это все еще нередко делают.

Несколько исследований, проведенных Смитом (1969), позволили установить зависимость успеваемости от различных элементов Я-концепции. Изучение около шести тысяч детей в возрасте девяти — одиннадцати лет показало, что наибольшее влияние на успеваемость оказывают такие факторы, как самоустановки индивида и характер его личностной мотивации. Учет этих элементов Я-концепции позволил Смиту более чем в два раза повысить точность прогнозов успеваемости и отсева учащихся из школы.

Некоторые работы, посвященные выявлению взаимосвязи Я-концепции и учебных достижений, были специально сосредоточены на проблеме низкой успеваемости. Комбс (1964) исследовал различия в самовосприятии и восприятии своих взаимоотношений с окружающими у школьников, обладающих одинаково хорошими способностями, но имеющих различную успеваемость. Для эксперимента были отобраны мальчики, показатель интеллекта которых был выше среднего уровня. Выяснилось, что у неуспевающих школьников больше развито чувство неадекватности, что они в целом хуже относятся к окружающим — взрослым и сверстникам — и считают, что окружающие относятся к ним плохо. Это подтверждает точку зрения, согласно которой индивид проецирует свое отношение к себе на отношение к себе окружающих. Исследование Комбса показало, что способные, но неуспевающие мальчики существенно отличаются от своих успевающих сверстников по эмоциональному складу, а также в плане самовосприятия и восприятия других.

В эксперименте Уолш (1956) участвовало 12 успевающих и 12 неуспевающих мальчиков, учащихся начальной школы, показатель интеллекта которых превышал средний уровень. Уолш пришла к заключению, что способные дети, плохо успевающие в школе, в целом испытывают по отношению к себе более негативные чувства, чем их успевающие сверстники. Неуспевающие школьники отличались ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения.

Страницы: 1 2


Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», ...

Теория и практика социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. «Двойной статус» социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а та ...

Исследование Я-концепции успеваемости в возникновении стресса
В исследовании, направленном на выявление факторов, позволяющих прогнозировать поведение индивида, Терборг и др. (1980) рассматривали, в частности, способности и самооценку в отношении к системе поощрения. В основу их концепции было положено предположение о том, что знание о способностях индивида далеко не всегда позволяет предсказывать ...