О тесте “Темперамент спортсмена”
Страница 1

Темпераментом называются прирождённые свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Автор двухфакторной модели личности английский психолог Ганс Айзенк в качестве основных показателей темперамента использовал двухмерную модель из биполярных шкал: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную стабильность – нестабильность (нейротизм).

Свойства темперамента, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерменированы, тесно связаны в личности с её психическими состояниями и с чертами характера, проявляющимися в деятельности, поведении и общении. Эмоциональная нестабильность (нейротизм) – синоним состоянию тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость личности, эмоциональная возбудимость и импульсивность, состояние психоэмоциональной напряжённости, раздражительности, импульсивности в разговоре, переживание тоски и депрессивности.

К основным свойствам темперамента психологи относят сенситивность (чувствительность), реактивность, активность (энергичность), темп реакций, поведенческую адаптивность (пластичность-ригидность). Выраженность этих свойств связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, с балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Наиболее разработанным из названных свойств на психофизиологическом уровне в теории и практике спортивной психологии является учение Айзенка об экстраверсии-интроверсии и его методика выявления этих свойств.

Применение концепции Айзенка в спортивной психологии.

Спортсмен-экстраверт, по сравнению со спортсменом-интровертом, труднее вырабатывает вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности тренировки, чаще отвлекается во время объёмной и однообразной работы на тренировках и др. типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, чаще всего весел и несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, бывает остроумным, не всегда обязателен.

У спортсмена-интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружён в себя, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и адаптации к быстроменяющимся условиям совместной деятельности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия более продуманны и рациональны, чем у экстраверта. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддаётся моментным побуждениям, часто пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведённого жизненного порядка. Он обязателен, строго контролирует свои чувства и редко ведёт себя внешне агрессивно, умеет скрывать свои чувства.

Другая шкала теста Айзенка измеряет важное свойство личности спортсменов – их нейротизм-стабильность.

На полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются эмоциональной нестабильностью и психической лабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, повышенная сенсорная чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс этой второй шкалы в тесте Айзенка (низкие оценки) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся преобладающим спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Показатели шкал экстраверсии-интроверсии и эмоциональной стабильности-нестабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждая из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание показателей этих двух в разной степени выраженных шкал и создаёт неповторимое своеобразие личности, представленное в так называемом “круге Айзенка” (рис.1).

Рисунок 1. Круг Айзенка

Страницы: 1 2


Обучение умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные люди не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если осужденный заявляет инспекторам, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой он не может или не хочет признаться. Обращаясь к т ...

Современный, комплексный подход к проблеме зависимости. Зависимость как Био-Психо-Социо-Духовная болезнь.
Химическая зависимость – это зависимость от химических веществ, изменяющих сознание. Самыми распространенными разновидностями химической зависимости являются наркомания и алкоголизм. Важно понимать, что не все люди, которые употребляют алкоголь и наркотики, становятся зависимыми. В этой главе мы не будем делать акцент на каком-либо конк ...

Способности. Теория наследственности способностей
Когда говорят о способностях, имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В психологии сложилось три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности – биологически детерминированные свойства ли ...