Выводы

Теоретической задачей нашего исследования стало изучение литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека.

По вопросу самоутверждения как предмета научного исследования мы выделили следующее. Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937), но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов.

Говоря о самоутверждении человека, мы имеем в виду утверждение сущностных сил на трёх уровнях его организации: биологического индивида, социального, личностного.

Специфика содержания нашего предмета исследования наилучшим об­разом может быть определена в плоскости пересечения деятельности - сознания - личности (субъективно-личностного).

По вопросу самоутверждения как специфический вид деятельности мы проанализировали психологическую и философскую литературу и обозначили три подхода к определению потребности в самоутверждении, и места этой потребности других:

· потребность, отражающая состояние дискомфорта;

· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;

· самостоятельная потребность.

Самоутверждение – это стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности.

Личность как целост­ное образование представляет собой социальное каче­ство человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отноше­ний, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек—продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологи­ческое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно как у дру­гих животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущ­ность человека — не тождественные понятия.

Отличие личности преступника от не преступника состоит в негативной направленности, реальными носителями и опорой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы (Ю. М. Антонян).

Многочисленные криминологические исследования и статистические данные показывают, что подавляющее большинство преступников мужчины. Уровень образования преступников относительно низкий. На фоне всеобщего среднего образования населения в России преступники чаще имеют незаконченное среднее образование. Криминологические исследования показывают, что около половины всех преступников холостые (или не замужем). Специальные психологические исследования выяв­ляют у преступников высокий уровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.


Занятие 2-е. Тема: "Контролирующее поведение".
Цель занятия — показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него. Можно обсудить следующий вопрос: как вы пытаетесь сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались на ...

Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной ан ...

Психологическая характеристика агрессии. Понятие агрессии и ее проявления
В жизни, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с агрессивно настроенными людьми. Грубость на улице и в транспорте, магазине и различных службах, третирование в школе и на работе, эмоциональный шантаж со стороны соседей и близких родственников. Ситуации, когда нам настойчиво навязывают свое общество или товары, услуги, советы, стремятся р ...