Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.

Самоутверждение, как специфический вид деятельности и его взаимосвязь с особенностями личности и поведения человека.
Страница 2

Предмет деятельности есть «то, на что направлен данный процесс в це­лом» [19].

Предмет деятельности в нашем случае представляет собой результат реализации ориентации человека на позицию самоутверждения. Всё сказан­ное возможно представить в цепи взаимосвязанных элементов:

Потребность в _Мотивационно Ориентация _ Позиция

Самоутверждении смысловое человека самоутверждения

образование

Перейдём к анализу элементов в цепи отношений: потребность в само­утверждении, мотивационно-смысловые образования, ориентация, позиция

самоутверждения.

Потребность в самоутверждении, по мнению Ю. М. Орлова, бывает трудно дифференцировать от потребности в достижениях и доминировании.

На наш взгляд, потребность в самоутверждении - понятие более психологи­чески богатое, чем указанные.

Анализ психологической и философской литературы дал возможность обозначить три подхода к определению потребности в самоутверждении и её места среди других потребностей:

· потребность, отражающая состояние дискомфорта;

· рядовая потребность, взаимосвязанная с другими;

· самостоятельная потребность.

Первый подход определяет понимание потребности в самоутверждении как состояние дискомфорта.

А. О. Прохоров самоутверждение трактует как неравновесное состояние личности, внося его в словарь-тезаурус неравновесных состояний. Одной из характеристик неравновесных состояний является то, что они «возникают в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные, трудные пе­риоды жизни человека. Их актуализация является причиной нерационально­го, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведе­ния» [28, с. 32].

Подобных взглядов придерживается В. В. Ковров. Самоактуализацию (близкое самоутверждению) он определяет как «потребностное психическое состояние, переживаемое и осознаваемое человеком как интегральное ощу­щение некоторого неблагополучия, дискомфорта .»

Нам ближе точка зрения Б. И. Додонова о том, что потребностные со­стояния - это «лишь сигнал о том, что процесс удовлетворения потребности натолкнулся на трудности и достиг той фазы, когда он не может далее осу­ществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации и развития мотивированной активности с целью её использования, преобразования» [16, с. 23]. Самоутверждение происходит не «из-за», а «вопреки» диском­фортному состоянию.

Второй подход заключается в том, что потребность в самоутверждении существует наряду с другими потребностями. Это направление представлено взглядами С. Б. Каверина, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, В. А. Туева. Суть его в том, что потребность в самоутверждении находится в иерархических отно­шениях с другими потребностями.

Принципом иерархии А. Маслоу является логика удовлетворения по­требностей. Пока не будут удовлетворены физиологические потребности, не могут получить удовлетворения высшие. Наивысший уровень в этой иерар­хии представлен потребностью в самоактуализации [22].

С. Б. Каверин руководствуется принципами деятельности и доминиро­вания: основой его иерархии является возвышение потребности (расширение числа объектов, способных на всё более высоком уровне удовлетворить ту из потребностей, которая является генетическим корнем искомой). Корнем по­требности в самоутверждении является потребность в труде [18].

В. А. Туев, выбирает принципом иерархии образование новых потребно­стей. Потребность в самоутверждении является базовой для образования ду­ховных потребностей [38].

Основой иерархии потребностей у Д. А. Леонтьева выступает этапность процессов распредмечивания и опредмечивания сущностных сил человека в социальной деятельности. Потребность в опредмечивании находится на вер­шине его трёхуровневой типологии потребностей [22].

Третий подход признаёт потребность в самоутверждении в качестве са­мостоятельной, фундаментальной. Эту точку зрения разделяют В. С. Агапов, И. Ф. Ведин, М. Р. Догонадзе, А. И. Розов, Г. К. Сайкина, Н. Ф. Цыбра, Ш. Н. Чхартишвили.

В. С. Агапов потребность в самоутверждении считает самостоятельной в системе духовных потребностей, представляющей собой «своеобразное зер­кало социальной активности личности, в котором хорошо видна разнонаправленность социальных отношений и ориентации» человека [2].

И. Ф. Ведин говорит о том, что любая классификация потребностей яв­ляется «бедной» для потребности в самоутверждении. Самоутверждение мо­жет удовлетворяться через самые разные потребности [12].

Ш. Н. Чхартишвили, М. Р. Догонадзе называют потребность в самоут­верждении потребностью в собственной ценности, под которой подразумева­ется «стремление к утверждению перед самим собой собственного «Я», соб­ственной личности .» [15, 40], Г. К. Сайкина - родовой потребностью че­ловека [34], Н. Ф. Цыбра называет самоутверждение «стержнем пирамиды всех потребностей» [39], А. И. Розов, вслед за А. Адлером, - «стремлением к превосходству» [32], В. А. Туев - «престижно-статусной» потребностью, находящуюся между биологическими и социальными потребностями «осо­бую прослойку» [38].

Страницы: 1 2 3 4 5


IQ Методика Айзенка
В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов. Скорость психических процессов не является фундаментальным показателем интеллекта. Для примера можно пров ...

Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ГОСШ № 8 г. Орши. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов. Исследование проводилось в несколько этапов: – организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование в ...

Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Развивающая работа ориентирована на создание социально- психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей преимущественно средствами преподавания психологических знаний. Психокоррекционная работа ор ...