Материалы » Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных » Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека. Самоутверждение как предмет научного исследования.

Теоретический анализ литературы по проблеме самоутверждения и его реализации в межличностных особенностях и поведении человека. Самоутверждение как предмет научного исследования.
Страница 1

Проблема самоутверждения как предмет научного исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием.

На специально-научном уровне эта проблема была поставлена и изучена австрийским психиатром и психологом А. Адлером (1870-1937) [3, 35], но предпосылки к изучению данной проблемы можно найти у И. Канта, А. Шопенгауэра, Д. Ницше и других философов. [14, 17, 25, 26]

И. Кант (1724-1804) в своем учении хотел показать, что человек одновременно свободен и подвластен господствующей причинности всего происходящего. Мы познаем мир с помощью изначально заданных схем – человек несвободен, но мы, познаем не свойства «вещей в себе», а только явления вещей для нашего сознания, то тогда свобода возможна. Все это имеет самое непосредственное отношение к нашей теме. Ведь можно сказать, что необходимым условием существования личности является феномен самоутверждения, то в свою очередь условие возможности последнего составляет свобода воли. Свободная воля, носителем которой является человек, в ходе функционирования стремится ограничить или подчинить себе воли других существ, т.е. она пытается уничтожить другие воли. И если волю представить как единый гигантский феномен. Воля, то можно сказать, что в итоге она стремится к самоуничтожению. «Стоит только ближе присмотреться к помыслам и желаниям людей, то мы всюду наталкиваемся на дорогое им «Я»…именно на нем основываются все намеренья… в какие-то моменты можно сомневаться в том, что есть ли действительно в мире истинная добродетель» [14, с. 11-12].

Но всего этого можно избежать, если воля будет подчинена разуму (в итоге он отождествляет волю и разум).

Таким образом, по Канту именно добрая, свободная, «разумная» воля – предпосылка истинного собственного человеческого самоутверждения. Причем он говорит, что самоутверждение, самосовершенствование не может быть долгом человека. Под долг не попадают физическое, социальное, личностное совершенствование. Необходимо самосовершенствоваться в исполнении долга, а именно развивать в себе нравственность.

А. Шопенгауэр (1788-1860) несколько отошел от кантовской концепции. Сущностью всего является мировая воля, которая иррациональна, бессознательна, бесцельна и действие ее практически не прекращается. Воля, по его мнению, свободна от контроля разума. Воля – есть свободное хотение, и не имеет ни причины, ни оснований. Она порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Воля человека – есть не более чем одна из многочисленных форм объективации мировой воли и она является такой же иррациональной. Поэтому, как говорит Шопенгауэр, «на всех ступенях объективации воли, неизбежно царит постоянная борьба между индивидами…поэтому каждый хочет всего для себя, хочет всем обладать, над всем господствовать… » [25, с. 22]. Можно сказать, что на первом месте для человека является желание жить – воля к жизни и он готов уничтожить мир, лишь бы сохранить свое собственное «Я», т.е. человек по своей природе – эгоист и «воля представляет такое самоутверждение собственного тела в бесчисленных рядах индивидуумов, что она из-за эгоизма легко переходит в индивидууме за пределы этого утверждения вплоть до отрицания той же самой воли, проявляющейся в другом индивидууме» [с. 38, 19].

И лишь в искусстве, в бескорыстном созерцании чистых форм, в духовной действительности, в мышлении можно освободиться от господства мировой воли.

Страницы: 1 2 3


Упражнение «Телефон»
Время проведения: 10 мин Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть г ...

Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Интерес к исследованию малых групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой группы, в которую включен, но и получает в ней и чере ...

Анализ методики А.Н. Леонтьева (1931)
Поскольку, основная цель данной курсовой работы состоит в репликации части исследования А.Н. Леонтьева, проведенного более 70 лет назад, то для этого необходимо учитывать все значимые детали процедуры - порядок серий, инструкции, особенности стимульного материала, способы обработки и представления результатов и другое. Однако мы предпол ...