Материалы » Виды общения » Средства общения

Средства общения
Страница 1

Общение, будучи сложным социально психологическим процессом взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл слов и фраз;

- речевые и звуковые явления – темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.

- выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи и т.д.;

- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки – паузы.

Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции (их проявления изучает специальная наука кинестика);

- движения мышц лица (изучает мимика);

- жестовые движения отдельных частей тела (изучается жестикой);

- моторика всего тела – позы, осанка, поклоны, походка (изучается понтамимикой);

- прикосновения в ситуации общения – рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);

- расположение людей в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная зона (45-120 см), для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило с теми, кого не очень знают.

- публичная зона (свыше 4 м), подразумевает общение с большой группой людей.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Взгляд по своей специфике может быть:

- деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Такой взгляд способствует непринужденной светской обстановке.

- интимным – направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Страницы: 1 2


Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника пред ...

Организация опытно-экспериментального исследования по использованию рок-музыки как средства формирования самооценки подростков. Диагностика уровня самооценки подростков
Основной целью в работе является определение уровня самооценки для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития школьника-подростка, для открытия им своих потенциальных возможностей, жизненных ресурсов. Опытная работа проводилась на базе школы №1. Объектом практической работы выст ...

Нарушения памяти
"Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания". Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно науч ...