ЗаключениеСтраница 2
– Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.
– Необходимо социально–психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого–педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия
|
Содержание
|
1 |
2 |
3 |
1 |
Агрессивность |
это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. |
2 |
Агрессия |
целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. |
3 |
Агрессия инструментальная |
поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели. |
4 |
Агрессия реактивная |
возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. |
5 |
Аутоагрессия |
агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. |
6 |
Вербальная агрессия |
выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). |
7 |
Возраст подростковый – (отрочество) |
Период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. |
8 |
Гендер |
социально–биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». |
9 |
Гендерная роль |
набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. |
10 |
Деструктивность |
идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа, среди коих — Шпильрейн, З. Фрейд, Э. Фромм (=> влечение к смерти; танатос; морги–до; некрофилия). |
11 |
Деструкция |
разрушение, нарушение нормальной структуры чего–либо, уничтожение. |
12 |
Косвенная агрессия |
действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). |
13 |
Кризис возрастной |
особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. |
14 |
Негативизм |
оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. |
15 |
Физическая агрессия (нападение) |
использование физической силы против другого лица. |
16 |
Фрустрация |
психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. |
Накопление знаний о перинатальном развитии
в медицине и физиологии. Современные теории внутриутробного
психического развития
Постепенно с усилением роли науки, описанные выше представления были признаны атавизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Данный подход нашел свое отражение и в психологической ...
Теории личности и практика консультирования
Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Р.Кочунас утверждает, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Теория помогает консультанту формулиров ...
Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной ан ...