Материалы » Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности » Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.

Проведение и анализ материалов опытно –экспериментальной работы.
Страница 4

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 50% от выборки 2 экспериментальных классов и 53% контрольных.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта – 7% - во 2 экспериментальных классах и столько же во 2 контрольных.

Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

При анализе нравственного опыта учащихся 3-х классов не было обнаружено каких-либо отличительных качественных характеристик. Вся выборка в экспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы (как и во вторых классах) – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. Однако в 3-х классах процентное разделение испытуемых по группам несколько иное. Школьников с низким уровнем нравственного опыта оказалось 34% в экспериментальных классах, и 32.5% в контрольных классах; со средним уровнем – 55% в экспериментальных и 54% в контрольных; и с высоким уровнем соответственно 11% и 13%. Такое количественное распределение испытуемых в 3-х классах, уменьшение группы с низким уровнем нравственного опыта и увеличение со средним и высоким, очевидно, можно объяснить возрастными особенностями нравственного развития.

Распределение по уровням нравственного опыта учащихся 2-х и 3-х классов на первом этапе исследования приведены в диаграмме 1.

Диаграмма № 1

На втором этапе исследования мы формировали у учеников 2-х и 3-х экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям: организация взаимной деятельности учащихся на уроках; анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения; организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Физиологические половые различия
Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между маль ...

Социально-психологический портрет личности, совершившей противоправное деяние.
Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при не­совпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в реше­нии проблемы о сущности и понятии личности преступ­ника. Формирование такого подхода включ ...

Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образова ...