Материалы » Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности » Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.
Страница 4

Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога –просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.

Одна из основных тем хрестоматии Ибрая Алтынсарына – призыв к знанию. Она открывается “Посвящением”, в которой воспевается наука, сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека.

Таким образом, по Ибраю Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”.

Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”.

В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.

Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.

Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.

Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за все, что происходит вокруг него.

Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.

Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа.

Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.

Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.

Целью нравственного воспитания Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности.

“Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.

Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”.

Таким образом, в учении педагог раскрывает истоки нравственного воспитания, его содержание, принципы, цель и задачи. Цель нравственного воспитания – в формировании целостно – ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теории личности. Общие представления о личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые гено-типически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются б ...

Корыстно-частнособственнические. Мотивация: материальная выгода. Семейный тип.
Общие черты: - обычно трудолюбивы и исполнительны; - высокий уровень мотивации повышения материального благосостояния; - совершение преступления не для себя, а для поддержания необходимого, по мнению близких, материального уровня (отсюда нередко – аскетизм по отношению к себе). ...

Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает проме ...