Материалы » Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте » Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 2

По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать на высокий уровень самооценки по данному показателю.

По переменным «сила» и «смелость» на основании показаний квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень - переменная «сила» и с третью по шестую ступень - по переменной «смелость». По высказываниям детей в данной выборке (ПрлиожениеБ) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет .».

Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (Приложение Д).

Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов - низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов - средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов - очень высокий уровень, завышенная самооценка [16].

С помощью предоставленных баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста.

На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 18% (3) детей имеют заниженную самооценку, 35% (6) детей - адекватную самооценку, 47% (8) - завышенную самооценку.

Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. И при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, не намного отличающиеся от первой методики.

Это можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.

Таким образом, на основании проведенных методик нами было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности - по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.В целом дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.

Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

Страницы: 1 2 3


Проблема алкоголизма в контексте исследования самосознания
Одна из форм фармакологических или химических зависимостей, в основе ее лежит употребление спиртосодержащих напитков. Алкоголь является пищевым продуктом или входит в них, не являясь запрещенным как, например, наркотики. Алкоголь не изменяет, а кристаллизует текущее состояние, если вам грустно, то употребление алкоголя не поднимет ваше ...

Поиск соединительных звеньев
Время проведения: 10 мин Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функ ...

Анализ содержания и примерный перечень музыкального материала для 8–9 класса
• 8 класс (35 ч) Раздел 1 Жанровое многообразие музыки (17 ч) Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э.Л. Уэббер. • Ария Орфея, Баллада Харона. Из рок-оперы «Орфей и Эвредика». А. Журбин. • Раздел 2 Музыкальный стиль – камертон эпохи (18 ч) Опера – оперетта – мюзикл – рок-опера (из программы «Музыка» для 5–8 классов); Юнона и Авось. ...