Материалы » Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте » Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 2

По критерию «доброта» 100% испытуемых старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступень, что может указывать на высокий уровень самооценки по данному показателю.

По переменным «сила» и «смелость» на основании показаний квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по двум переменным принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени. В тоже время, необходимо отметить, что 25% детей оценили себя по данным переменным ниже, поставив себя с третьей по пятую ступень - переменная «сила» и с третью по шестую ступень - по переменной «смелость». По высказываниям детей в данной выборке (ПрлиожениеБ) можно предположить, что сила и смелость имеют высокую значимость для ребят. О развитости своей силы и смелости они судят чаще всего по результатам своих действий «…занимаюсь борьбой, всегда выигрываю…» «…не побеждаю, когда дерусь, сил нет .».

Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраст нами была использована методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Используемая методика носит проективный характер изучения личности детей старшего дошкольного возраста, основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста (Приложение Д).

Для обработки результатов за основу нами были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: от 0 и ниже и до 2 баллов - низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов - средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов - очень высокий уровень, завышенная самооценка [16].

С помощью предоставленных баллов было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборки у детей старшего дошкольного возраста.

На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 18% (3) детей имеют заниженную самооценку, 35% (6) детей - адекватную самооценку, 47% (8) - завышенную самооценку.

Важно отметить, что при проведении методики «Лесенка» в большинстве дети проставляли себя на первую и вторую ступени, в меньшем количестве на последующие ступени. И при проведении методики «Нарисуй человека» были получены результаты, не намного отличающиеся от первой методики.

Это можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.

Таким образом, на основании проведенных методик нами было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности - по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.В целом дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.

Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

Страницы: 1 2 3


Психотерапевтические факторы, по И.Ялому
1.Вселение надежды. И.Ялом утверждает, что вселение – краеугольный камень любой психотерапии. Вера в лечение и сама по себе может дать терапевтический эффект, поэтому психотерапевтам следует делать на этом упор, всячески укрепляя веру пациента на успех группового метода психотерапии Исследования показывают, что ожидание помощи от предст ...

Пол и функциональная асимметрия
По данным М. П. Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин - с плохими. Мужчины и женщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаи ...

Выводы
До настоящего времени остается нерешенным вопрос о единой формулировке понятия «стресс», которая бы включила в себя весь спектр определяемых понятий, но позволила вычленить их из сходных физиологических состояний, таких как депрессия, синдром хронической усталости (который многими авторами в отдельный феномен не выделяется), синдром про ...