Содержание опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
В данной дипломной работе затрагивается не классическая или народная музыка, а именно рок-музыка, как один из символов молодежи. Интересно было узнать, что в ней необычного, притягивающего для подростков, и каким образом она может повлиять на мировоззрение подростков.
Рок-музыка – понятие, объединяющее и жанр, и стиль, и даже вид искусства. Рок-культура – гигантское явление современности, включающее множество компонентов, часто определяемых не по музыкально-стилистическим особенностям, а по специфики мироощущения, особой системы ценностей.
В отличие от англо-американского варианта рок-музыки, где стержнем является ритм, основой русского рока становится «слово». Зная это, мною был разработан урок, где я больше внимания уделила песенному репертуару.
Конечно, пришлось затронуть становление рок-музыки, которое прослеживается еще в далекой древности. Ученики очень мало знают о зарождении, развитии рок-музыки. Я считаю, что они должны разбираться в стилях, направлениях рок-музыки. Это необходимо для более глубокого осмысления рок-творчества. В просвещении подростков творчеством рок-музыкантов нужна четко спланированная система. Также для закрепления уже изученного материала можно использовать викторины, творческие работы.
«Слово» в рок-музыке – фундамент. Благодаря «слову» ученики могут понимать смысл песен. Многие песни отражают жизненные кризисы, пути их преодоления, также заряжают оптимизмом – это как раз и требуется для подростков, для их «сложного» возраста, порой воспринимающих мнение других очень агрессивно и еще не умеющих владеть своими эмоциями. В работе с подростками необходимо использовать следующие методы, наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения: – метод монологически-диалогического изложения: беседы, рассказ, лекции; – метод самостоятельной работы с источником; – метод создания проблемной ситуации; – метод – игровая ситуация; – метод – учебная дискуссия; – метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Данные методы привели к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка: – «Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов; – «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования; – «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства; – «Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие школьников-подростков способности различения стилей.
Данные методики легли в основу программы «история развития рок-музыки». В программе «история развития рок-музыки» дается представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии ее стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д.
Основой разработки является современная программа воспитания учащихся Ю.Б. Алиева.
Логотерапия
Основателем логотерапии (от греческого «logos» – слово и therapeia – забота, уход, лечение) является В. Франкл. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тен ...
Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми сл ...
Половые различия в темпах моторного развития
По данным П. С. Бабкина (1975), половые различия в психомоторике начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам, как глоточный, хоботковый, брюшная гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем у мальчиков. Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся по ...