Заключение
Страница 2

5. Когда ты станешь взрослой и у тебя будет девочка, ты будешь так же с ней играть как сейчас с мамой или по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату?

7. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказала об этом маме или не рассказала?

8. Если бы тебя обидел кто-нибудь из ребят, ты бы рассказала об этом папе или не рассказала?

9. Ты боишься, что тебя накажет мама или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет папа или не боишься?

Особенности интерпретации

Посредством первых пяти вопросов диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

• Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

• Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

• Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

• Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

2. Проективный тест «рисунок человека», автор С. Леви

Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Обычно это приводит к множеству вопросов, например, «Какого именно человека?». Отвечая, исследователь должен ограничиться очень общими утверждениями, к примеру, «Рисуйте что хотите и как хотите».

Как правило, маленькие дети (от трех до семи лет) рисуют только голову, так как для них голова – осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности.

Хотя некоторые допущения интерпретации недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически.

Анализ рисунков. Рисует ли испытуемый первой мужскую или женскую фигуру? Из пяти тысяч взрослых испытуемых 85% первой нарисовали фигуру своего пола. Есть объяснения того, что первой была нарисована фигура противоположного пола: сексуальная инверсия, спутанность половой идентичности, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола, сильная привязанность или зависимость от какого-либо индивида противоположного пола. Вероятно, существуют и другие объяснения.

Страницы: 1 2 3 4


Межличностные отношения в группах и коллективах
Не менее важной и интересной остается тема межличностных отношений в группах и коллективах. Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношение руководства и подчинения(в частности, лидерства), деловые и личные, ...

Реакция «битвы-бегства» - нейроэндокринная ось
Изучение участия нейроэндокринной оси в формировании стрессовой реакции связано с работами Уолтера Кэннона, а именно с его исследованиями феномена, названного им гомеостазом. Он определял гомеостаз как тенденцию организма к поддержанию баланса. Кэннон описал лишь одну сторону влияния автономной нервной системы на развитие стресса – ней ...

Упражнение «Мой день Рождения»
Время проведения: 10 мин Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания. Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рожден ...