Введение
Страница 1

«Во мне два Я, два полюса планеты…»

В. Высоцкий

Тема моей курсовой работы – выявление особенностей идентификации как процесса обретения половой идентичности у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы несомненна: в современном мире у людей представления о полоролевых отношениях достаточно размыты. У отдельного индивида определенного биологического пола проявляются свойства и качества личности, которые на протяжении тысячелетий закреплялись социально обществом за противоположным данному индивиду полом. Это, конечно, является следствием воспитания. Если у родителей нет четкой половой идентичности либо она не соответствует биологическому полу, то идентификация детей таких родителей будет протекать неадекватно, и, как следствие, дети обретут половую идентичность, не соответствующую их полу, либо у них будет наблюдаться диффузия идентичности. А от этого зависят социальные роли и статусы, половые функции, и направление жизненного пути индивида в целом.

Для успешного обретения адекватной идентичности необходима соответствующая программа полового воспитания, разработав и внедрив которую, психологическое сообщество поможет детям стать психически здоровыми взрослыми людьми с адекватной половой идентичностью. А для составления программы нужно сначала выявить особенности протекания идентификации как процесса обретения адекватной половой идентичности.

Данная тема показалась мне интересной и увлекательной. Подбирая и анализируя литературу по данной теме, я обнаружила достаточно много противоречий в совокупности психологического знания. Во-первых, нет единого мнения по вопросу о сущности и видах идентификации и идентичности; во-вторых, разные подходы указывают на различные факторы, влияющие на процесс идентификации; в-третьих, неясно, как именно и в каких структурных единицах можно измерить идентификацию; в-четвертых, отсутствуют стандартизированные методики для выявления особенностей идентификации и идентичности либо их измерения.

В качестве предмета обследования я выделила особенности протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности.

Изучением проблем идентификации и идентичности в отечественной психологии занимались И.С. Кон, А.И. Захаров, А.А. Чекалина, В.С. Малахов и др.; в зарубежной – З. Фрейд, Э. Эриксон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, С. Бем и др.

Объектом обследования в моей курсовой работе выступили восемь дошкольников частного детского сада г. Полевского (от 4 до 7 лет, средний возраст 5,5 лет; из них 6 мальчиков и 2 девочки) из полных семей.

Целью обследования я поставила выявление особенностей протекания идентификации как процесса обретения половой идентичности. Предположительно в полных семьях идентификация должна протекать успешно, кроме случаев с конфликтами в семье.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

· Осуществить теоретический анализ работ по проблеме протекания идентификации;

· Сравнить основные методологические подходы к изучению идентификации и идентичности;

· Освоить методики: опросник «Идентификация детей с родителями» (автор А.И. Захаров) и проективный тест «Рисунок человека» (автор С. Леви);

· Применить методики на респондентах;

· Составить диагностическое заключение по особенностям протекания идентификации;

· Сообщить обследуемым результаты диагностики.

Страницы: 1 2


Психические познавательные процессы
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные мом ...

Мыслительный процесс и его фазы
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недо ...

Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа
Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации. Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами: а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно; б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно. Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими люд ...