ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, на основе проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида.
Занятия по психокоррекции тесно связаны с понятием "норма", что обозначает основную цель психокоррекции как "возврат" или "подтягивание" клиента к должному уровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей.
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная.
Разработки и построение психокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики и коррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.
Принцип "Нормативности" требует учета основных закономерностей психического развития, последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этого принципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развития ребенка.
Принцип коррекции "сверху-вниз", сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения для психологического развития ребенка.
Психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.
Основные положения психодинамического направления:
Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Основные положения когнитивно-поведенческого направления представлены следующим образом:
Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;
Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";
Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.
Базисными принципами специалиста в рамках гуманистического направления являются:
Встреча специалиста есть встреча двух равных людей;
Разрешение проблемы у клиента наступает "само по себе" в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
Клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.
Исследование психологических девиаций в поведении исследовалось с помощью теста эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер). (14)
Результаты исследования показали, что у большинства испытуемых (70%), выражена девиация поведения в виде высокой физической и словесной агрессивности, негативизме, агрессивность оказывала влияние на межличностные отношения подростков, нередко сопровождалась жестокостью.
О тесте “Формула темперамента”
В данном тесте даётся формула для вычисления процентного соотношения темперамента, т.е. сколько процентов холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика в данном человеке.
Фт = (Х Ах . 100%) + (С Ас . 100%) + (Ф Аф . 100%) + (М Ам . 100%)
А А А А
где Фт – формула темперамента;
Х – холерический темперамент;
С – сангвинический темпер ...
Половые различия в темпах моторного развития
По данным П. С. Бабкина (1975), половые различия в психомоторике начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам, как глоточный, хоботковый, брюшная гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем у мальчиков. Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся по ...
Упражнения на развитие памяти. Упражнение «Самый
внимательный»
Время проведения: 10 мин
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать ...