Операционный аспект мышления
Страница 3

Неправильное обобщение в умственно отсталых часто происходит за счет неадекватного использования выделенного признака, расширения ее значения. Вследствие этого группы объектов, с одной стороны, излишне расширяются и к ним привлекаются предметы другого рода, а с другой стороны - сужаются, поскольку однородные объекты не включаются в состав группы.

Низкий уровень обобщения и абстрагирования приводит к трудностям усвоения учебного материала, конкретности мышления, неумения пользоваться абстрактными словами. Ярко иллюстрирует сказанное такой пример. В младших классах вспомогательной школы много внимания уделяется усвоению времен года и их признаков, впоследствии дети изучают и месяцы. Если после этого предложить ученику назвать времена года, он часто перечисляет месяцы, или рядом со временами года называет и месяцы.

Это значит, что ученик в действительности не владеет понятием ни о временах года, ни о месяцах. Поэтому в коррекционной работе много усилий прилагается для того, чтобы развить эти операции мышления.

Эксперименты Л. В. Занкова выявили расплывчатость, недиференцированность понятий, невозможность выйти за пределы непосредственного конкретного опыта. На трудности обобщения и абстрагирования как основной фактор в структуре олигофреничного слабоумия указывала М. С. Певзнер.

Страницы: 1 2 3 


Приложение 2
АНАЛИЗ РИСУНКА: ТИП ЖИВОТНОГО Реально существующее — интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон)-бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая ...

Лишние слова
Время проведения: 3 мин Возьмем слова: 1) воробей, дрозд, иволга, орел; 2) токарь, грузчик, землекоп, артист, плотник; 3) подсолнух, одуванчик, сливочное масло, перегной, солнце. 4)сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель; 5)самолет, телега, автобус, паровоз, такси. 6)рука, нос, палец, яблоко, голова. Какие слова лишние в этих ря ...

Развитие памяти младших школьников с ЗПР как условие полноценного обучения. Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний ...