Операционный аспект мышления
Страница 1

Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.

Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан с синтезом - процессом объединения разных элементов и свойств объекта в единое целое.

Операция анализа у умственно отсталых детей характеризуется бедностью. Там, где ученик с нормальным психофизическим развитием выделяет 8-12 признаков, умственно отсталые - лишь 3-4. При этом последние замечают в первую очередь те свойства предмета, которые бросаются в глаза. Функциональные свойства выделяются ими редко. В их анализе нет последовательности и системности: одни признаки называются несколько раз, а другие - не замечаются совсем; существенные признаки выделяются рядом со второстепенными.

Умственно отсталые не владеют критериями анализа, а также словесным обозначением отдельных признаков предмета. Скажем, от них можно услышать высказывания на образец: "Стол на ощупь является коричневым", "У утки есть рот" (идет речь о клюве), "У петуха на ноге есть такой ноготь" (идет речь о шпорах) и др.

На основе неполноценного анализа недостаточным оказывается и синтез. Объединив выделенные признаки в единое целое, ребенок получает неполное, неточное, а порою и ошибочное представление о предмете. Синтез, кроме полного учета всех признаков и свойств предмета, требует правильного их сочетания. Необходимость отображения взаимного расположения частей и соотношения свойств предмета еще больше усложняет процесс синтеза для учеников вспомогательной школы.

Особенно ярко недостаточность операций анализа и синтеза при умственной отсталости оказывается в первые годы учебы. Дети не могут самостоятельно выделить, а потом объединить элементы предложения, слова, буквы; не умеют проанализировать условие задачи; описать предмет или его изображение. Благодаря специальной учебе во вспомогательной школе выразительные недостатки анализа и синтеза поддаются коррекции. Анализ обогащается, приобретает системность, теряет хаотичность; становится точнее и синтез.

На основе анализа развивается операция сравнения - выделение общих и отличных признаков предметов и явлений. Эта операция детям с недоразвитым интеллектом дается с большими трудностями.

Они выделяют очень малое количество отличий, не умеют пользоваться критериями сравнения, сопоставляют предметы по несоответственно признакам (собака черная, а кошка - пушиста; у трактора есть мотор, а велосипед имеет два колеса), из сравнения двух предметов переключаются на анализ одного из них или на сравнение отдельных его частей (собака лает, а кошка нявчить, имеет хвост, четыре лапы, уса; задние кавычки кошки черненькие, а передние - беленькие; на хвосте у кошки шерсть длиннее, чем на мордашке).

Дети не замечают разницу между подобными предметами, например, между компасом и часами, не могут найти общего между объектами, которые отличаются один от другого. Умственно отсталые часто подобие принимают за тождественность, не замечая при этом тех отличий, которые есть в подобном. Они замечают отличие лишь в разнородных предметах, в которых нет выразительного сходства как во внешнем строении, так и в использовании.

Вообще им более легко определять признаки отличия, чем подобия. Равно как и анализ, сравнение умственно отсталых учеников характеризуется хаотичностью.

Коррекции недостатков операции сравнения во вспомогательной школе уделяется особенное место, поскольку, с одной стороны, от нее зависят возможности формирования обобщения и абстрагирования, а из другого - методика учебы детей с умственной отсталостью, которая обеспечивает сознательное усвоение знаний, построенная в значительной степени на использовании именно этой умственной операции.

Страницы: 1 2 3


Прием "умеренного раскачивания лодки" (быстрые переходы от мягкости к жесткости и обратно). Техника вовлечения в общение. Прием накопления согласий
(выбор нейтрального материала избегание противоречий в начале общения, преимущественное внимание к объектам согласия). Выбор нейтрального материала в начале общения позволяет человеку успокоиться, привыкнуть к обстановке общения. Но кроме этого, если тема разговора будет близка коммуникатору, составляет его увлечение, то он может быть ...

Десоциализированные, опасные, пассивные.
2.1. Мотивация: совершение преступления для поддержания своего образа жизни. 2.1.1. Дезадаптивный тип. 2.1.2. Алкогольный тип. Общие черты: - пассивность; - плохая социальная адаптация; - антисоциальный образ жизни; - безразличие к своей судьбе; - отсутствие устойчивого представления о себе; - социальные контакты поверхностны; ...

Кожная чувствительность
Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами и особой афферентной системой. ...