Операционный аспект мышления
Страница 1

Как отмечалось, при олигофрении нарушения умственной деятельности, в первую очередь, оказывается в недоразвитии операций мышления, в частности анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения.

Анализ - это операция мышления, которая заключается в выделении составляющих, признаков и свойств объекта познания. Анализ тесно связан с синтезом - процессом объединения разных элементов и свойств объекта в единое целое.

Операция анализа у умственно отсталых детей характеризуется бедностью. Там, где ученик с нормальным психофизическим развитием выделяет 8-12 признаков, умственно отсталые - лишь 3-4. При этом последние замечают в первую очередь те свойства предмета, которые бросаются в глаза. Функциональные свойства выделяются ими редко. В их анализе нет последовательности и системности: одни признаки называются несколько раз, а другие - не замечаются совсем; существенные признаки выделяются рядом со второстепенными.

Умственно отсталые не владеют критериями анализа, а также словесным обозначением отдельных признаков предмета. Скажем, от них можно услышать высказывания на образец: "Стол на ощупь является коричневым", "У утки есть рот" (идет речь о клюве), "У петуха на ноге есть такой ноготь" (идет речь о шпорах) и др.

На основе неполноценного анализа недостаточным оказывается и синтез. Объединив выделенные признаки в единое целое, ребенок получает неполное, неточное, а порою и ошибочное представление о предмете. Синтез, кроме полного учета всех признаков и свойств предмета, требует правильного их сочетания. Необходимость отображения взаимного расположения частей и соотношения свойств предмета еще больше усложняет процесс синтеза для учеников вспомогательной школы.

Особенно ярко недостаточность операций анализа и синтеза при умственной отсталости оказывается в первые годы учебы. Дети не могут самостоятельно выделить, а потом объединить элементы предложения, слова, буквы; не умеют проанализировать условие задачи; описать предмет или его изображение. Благодаря специальной учебе во вспомогательной школе выразительные недостатки анализа и синтеза поддаются коррекции. Анализ обогащается, приобретает системность, теряет хаотичность; становится точнее и синтез.

На основе анализа развивается операция сравнения - выделение общих и отличных признаков предметов и явлений. Эта операция детям с недоразвитым интеллектом дается с большими трудностями.

Они выделяют очень малое количество отличий, не умеют пользоваться критериями сравнения, сопоставляют предметы по несоответственно признакам (собака черная, а кошка - пушиста; у трактора есть мотор, а велосипед имеет два колеса), из сравнения двух предметов переключаются на анализ одного из них или на сравнение отдельных его частей (собака лает, а кошка нявчить, имеет хвост, четыре лапы, уса; задние кавычки кошки черненькие, а передние - беленькие; на хвосте у кошки шерсть длиннее, чем на мордашке).

Дети не замечают разницу между подобными предметами, например, между компасом и часами, не могут найти общего между объектами, которые отличаются один от другого. Умственно отсталые часто подобие принимают за тождественность, не замечая при этом тех отличий, которые есть в подобном. Они замечают отличие лишь в разнородных предметах, в которых нет выразительного сходства как во внешнем строении, так и в использовании.

Вообще им более легко определять признаки отличия, чем подобия. Равно как и анализ, сравнение умственно отсталых учеников характеризуется хаотичностью.

Коррекции недостатков операции сравнения во вспомогательной школе уделяется особенное место, поскольку, с одной стороны, от нее зависят возможности формирования обобщения и абстрагирования, а из другого - методика учебы детей с умственной отсталостью, которая обеспечивает сознательное усвоение знаний, построенная в значительной степени на использовании именно этой умственной операции.

Страницы: 1 2 3


Анализ методики А.Н. Леонтьева (1931)
Поскольку, основная цель данной курсовой работы состоит в репликации части исследования А.Н. Леонтьева, проведенного более 70 лет назад, то для этого необходимо учитывать все значимые детали процедуры - порядок серий, инструкции, особенности стимульного материала, способы обработки и представления результатов и другое. Однако мы предпол ...

Организационная культура как фактор личностного роста
На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура. Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в пози ...

Методы работы в синектических группах
Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов. [2; 11] Впервые о таких группах заговорил У. Гордон в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения». Важным критери ...