Материалы » Психология личности » Типы конституциональных акцентуаций характера

Типы конституциональных акцентуаций характера
Страница 1

Акцентуация характера- это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчетливо обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Клинический метод диагностики является наиболее распространенным и точным для определения акцентуаций характера. Этот метод включает в себя: 1)опрос ребенка,2) опрос родителей и свидетелей,3) осмотр ребенка и наблюдение за его поведением.

1. Опрос подростка, включает опрос о психотравмирующей ситуации, далее сведения о жизни вообще (учеба, планы на будущее в отношении учебы и профессии, отношения со сверстниками, увлечения в настоящем и прошлом, отношения с родителями и внутрисемейные отношения, нарушения поведения в прошлом, тяжелые события в прошлой жизни, перенесенные соматические заболевания, сексуальные проблемы.

2. Опрос родителей и других сведения от других лиц (впечатление родителей о детских годах подростка, о темпераменте, характере, манере вести себя, а также сведения с места учебы (работы).

3. Наблюдение за поведением (общительность, ареал обитания и др.).

Разные авторы предлагают разную типологию психопатий и акцентуаций характера. Например, так выглядит классификация, предложенная А. Е. Личко:

1. гипертимный,

2. циклоидный,

3. лабильный,

4. астено-невротический,

5. сензитивный,

6. психастенический,

7. шизоидный,

8. эпилептоидный,

9. истероидный,

10. неустойчивый,

11. конформный

Гипертимный тип: подвижность, общительность, самостоятельность, стремление командовать, неугомонность, отвлекаемость, недисциплинированность, приподнятое настроение со вспышками гнева, агрессии, неразборчивость вы выборе знакомств. Элемент риска для подростков привлекателен. Характерно: непостоянство хобби, избыточная уверенность в собственных силах, непереносимость одиночества и критических замечаний в свой адрес, страсть к приключениям и риску.

Циклоидный тип: типичные и лабильные циклоиды. Типичные в детстве похожи на гипертимов. С наступлением пубертатного периода появляется апатия, раздражительность, наблюдается упадок сил, падение трудоспособности.

Эмоционально-лабильный тип характеризуется нестабильностью настроения, увлечения отличаются нестойкостью в субдепрессивные периоды.

Астено-невратический тип (область психопатий и неврозов тесно соприкасаются).Главные черты: повышенная раздражительность, утомляемость, особенно при умственных занятиях, склонность к ипохондричности, раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих.

Сензитивный тип отличается чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью в сочетании с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скурпулезностью», становятся крайне подозрительными, острожными, замкнутыми. С детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость, боязливость, робость, застенчивость, чрезмерная привязанность к родным; предпочитают тихие игры, рисование, лепку. Учатся старательно, пугаются контрольных работ и экзаменов. Наблюдаются трудности в адаптации, выраженное чувство собственной неполноценности с реакцией гиперкомпенсации. Характерно: формальное лидерство, высокие требования к самому себе.

Психоастенический тип в детстве проявляется робостью пугливостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда обнаруживаются навязчивости, фобии. Подростки сильны на словах, но не в поступках. Самостоятельный выбор-предмет мучительных колебаний. Не всегда правильная самооценка.

Шизоидный тип: замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность и нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт личности и поведении –холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, рациональных суждений и нелогичных поступков (отсутствие «внутреннего единства»). Ребенок любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, подолгу молча слушает беседы взрослых. Недетская сдержанность в проявлении чувств, неумение убеждать словами других. Скрытный, раскрывается только перед малознакомыми людьми, «Табу» на попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов и увлечений. Наблюдаются черты независимости и самостоятельности.

Страницы: 1 2


Групповая социальная терапия. Методы поведенческой терапии в группе
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Поведенческая терап ...

"читай наоборот"
Время проведения: 3 мин Прочтите следующие предложения: "Етйа Дюлбос унишит"; Мечаз ыв илаледс отэ?" "Амиз ланженс и яатюл алширп в ишан яарк"; "Тсупь адгесв тедуб ецнлос!". ...

Виды профессионального общения сотрудников таможенных органов.
Для продуктивного контакта с людьми сотруднику таможенных органов мало обладать специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения. Имеются в виду развитые качества рефлексии - опережающего восприятия, предвидения возможных поступков собеседника, способности быстро ориентироваться в свойствах его ...