Материалы » Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений » Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации. Понятие социальной адаптации

Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации. Понятие социальной адаптации
Страница 2

Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью. Уже отмеченный выше синдром «радости поступления» накладывает отпечаток и на эту удовлетворенность.

Важно, не ограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего социального самочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческой жизнью, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разными сторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин; организация учебного процесса, качество преподавания, личные результаты первой сессии); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями); условиями для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой, техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в вузе, общежитии, условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом, художественным творчеством.

Отличительной чертой колледжа от школы является самостоятельная деятельность студентов. На самом деле подобное положение вещей преподаватели часто связывают с межэкзаменационным оцениванием, сведенным до минимума. Нерегулярность учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль) приводит к снижению успеваемости.

Как показывает практика, наибольшие затруднения в ходе самостоятельной подготовки испытывают именно студенты младших курсов. Для данного периода обучения необходимо увеличить количество тестов и способов оценивания. В чем причина этих сложностей с адаптацией? В школе, даже в старших классах, ученика постоянно контролируют несколько учителей, каждую неделю, а то и несколько раз в неделю проводятся тесты, контрольные работы и т.д., не говоря уже об устных опросах, рефератах и прочем. Межсессионный контроль представляет собой лишь составляющую оценивания, и было бы неверно сводить все оценивание только к нему.

Тем не менее трудности, с которыми сталкивается любой учащийся, имеют прямое отношение к учебному процессу и заключаются в следующем:

– качественность восприятия и обработки получаемой информации;

– личностная адаптация к условиям ССУЗа;

– раскрытие своего творческого потенциала.

Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентации в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем у развивающейся личности студента.

Очень часто мы сталкиваемся с неумением выстраивать межличностные отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств, что можно проследить, наблюдая количество пропусков занятий по болезням самого разного вида.

Молодой человек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей. Снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника, страдальца, жертвы. А увеличение количества времени, уделяемое учащимся формальному обучению, заставляет сужать сферу интересов. что, в свою очередь, ведет к тому, что в дальнейшем молодой специалист может оказаться в узком профессиональном «коридоре».

Эмоциональная незрелость, инфантильность, неуверенность в своих возможностях, нераскрытый творческий потенциал при неблагоприятных жизненных поворотах могут привести к нервно-психическим расстройствам. Кроме того, в условиях ВУЗа мы сталкиваемся с проблемой социальной адаптации учащихся. Молодые люди, приехавшие учиться из другой местности, оказываются оторванными от родителей, от привычного уклада семьи, от среды. В связи с вышесказанным представляется важным создание специальных условий, направленных на личностную и социальную адаптацию первокурсников и профилактику дезадаптации, коррекцию отношений в системе студент-ССУЗ-коллектив; развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповую работу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностных проблем, направленные на введение молодого человека в новую социально-психологическую роль.

Психологический комфорт, психическое здоровье – фундамент развития личности. Уверенность есть эмоциональное и когнитивное приятие своих возможностей в системе межличностных отношений. Самооценка – возможность оценивать свои навыки и умения в системе социального функционирования. Основными задачами такой работы являются: предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышение самооценки, снижение уровня тревожности студентов, стимулирование творческого потенциала студента, улучшение психологической грамотности студентов 1-го курса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации.

Страницы: 1 2 3


Задание №2. Психодиагностическая работа
Психодиагностическая работа проведена в 5А классе школы №172 (список класса в приложении 2). В психодиагностическом исследовании приняли участие - 15 учеников. 1. Методика «Отношение к предметам» ( по И.В.Дубровиной) Цель : изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Инструкция . Испытуемым п ...

Социальная психология личности. Проблема личности в социальной психологии
Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить ...

Эмпирическое исследование социальной адаптации студентов. Методы исследования
Тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Автор: тест-опросник «Life Style Index» был разработан Р. Плутчиком, Г. Келлерманом, Х.Р. Контом (1979), адаптирован Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым в 1991 г. под названием тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Цель: изучение структуры защитных механизмов ...