Психологические и правовые проблемы расследования
преступлений, совершаемых несовершеннолетнимиСтраница 3
В.Л. Васильев выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего.
В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений и т. д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельных случаях основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытается устранить противоречия, неясность, неточности и т. д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.
Подготовленный со знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.
Следователь в процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. В зависимости от материалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений с допрашиваемым. На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жестокость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т. д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины способствовали этим изменениям. Все собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т, д. Это необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надлежащего воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысливания как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом.
Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организатора — "главаря" преступной группировки. Несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя.
Известно, что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые уже привлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя своим "уголовным прошлым", превосходством в физической силе, "главари" подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтому следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разрушающие ореол героя. Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последовательность и формулировку вопросов, порядок предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и т. д.
Техника “Втягивание в
диалог”.
Определяет меру Вашей инициативы в диалоге. Если Вы будете говорить преимущественно сами, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться. Обмен репликами нужно стараться уравновешивать. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника. Ссылаться на людей, ...
Исследование межличностных отношений
и групповых процессов
Источник: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003, с.701-762
МЕТОДИКА 13.1. «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ».
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений суб ...
Основные стадии протекания конфликта
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:
* стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
* стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
* стадию конфликтных дейс ...

