Заключение
Страница 1

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.

Многочисленными исследователями установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.

Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: наглядно-образное мышление дошкольников с нарушениями в развитии характеризуется рядом специфических особенностей: несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей. Для изучения наглядно-образного мышления нами была использована батарея тестов, которые показали, что дети с речевыми нарушениями имеют некоторые отклонения в развитии наглядно-образного мышления, но они не значительно отличаются от результатов детей с нормальным речевым развитием. Три ребенка экспериментальной группы имеют низкий уровень наглядно-образного мышления, в то время как в контрольной группе только у двух детей низкий уровень наглядно образного мышления. Из результатов протоколов исследования (см. приложение, протокол 1 и 2) мы видим, что наибольшее затруднение у детей обеих групп вызвал субтест №4 на выявление способности к установлению конкретных связей и зависимостей, однако у детей из экспериментальной группы это задание было выполнено несколько лучше, чем у детей контрольной группы (по среднеарифметическому показателю). Лучше всех, у обеих групп было выполнен субтест №6 на изучение уровня понятийного вербального мышления, но лучшие результаты (см. приложение, протокол 1 и 2) показали дети контрольной группы. Обобщенные результаты показали, что общий уровень наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы не на много отличается от общего уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы.

Поэтому мы можем говорить о том, что наглядно-образное мышление детей с речевыми нарушениями приближено к норме.

Гипотеза была подтверждена частично, цель достигнута, задачи выполнены.

Приложение

Таблица 1

Список детей контрольной и экспериментальной групп

Экспериментальная группа

Возраст

Контрольная группа

Возраст

Кирилл С.

6

Вероника К.

6

Ваня Ф.

6

Влад М.

7

Алина К.

7

Стефания Ш.

6

Алина К.

6

Лиза З.

6

Яна Л.

7

Влад В.

7

Настя О.

6

Таблица 2

Список детей экспериментальной группы с указанием степени общего недоразвития речи.

Экспериментальная группа

Степень ОНР

Кирилл С.

II

Ваня Ф.

I

Алина К.

II

Алина К.

III

Яна Л.

III

Страницы: 1 2 3


Упражнения на развитие восприятия. Телеграмма
Время проведения: 3 мин В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется - пропуск гласных букв. В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным: Кшк пгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдесн ...

Программа психологической коррекции эмоциональной сферы больных алкоголизмом
Для преодоления созависимости применяется программа, включающая в себя: образование по вопросам зависимости и созависимости, семейная система, индивидуальная и групповая психотерапия, семейная психотерапия, супружеская терапия, а также подкрепление в виде посещения групп самопомощи типа Ал-Анон, чтение литературы по соответствующей проб ...

Содержание опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
В данной дипломной работе затрагивается не классическая или народная музыка, а именно рок-музыка, как один из символов молодежи. Интересно было узнать, что в ней необычного, притягивающего для подростков, и каким образом она может повлиять на мировоззрение подростков. Рок-музыка – понятие, объединяющее и жанр, и стиль, и даже вид искус ...