Заключение
Страница 1

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.

Многочисленными исследователями установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка.

Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: наглядно-образное мышление дошкольников с нарушениями в развитии характеризуется рядом специфических особенностей: несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей. Для изучения наглядно-образного мышления нами была использована батарея тестов, которые показали, что дети с речевыми нарушениями имеют некоторые отклонения в развитии наглядно-образного мышления, но они не значительно отличаются от результатов детей с нормальным речевым развитием. Три ребенка экспериментальной группы имеют низкий уровень наглядно-образного мышления, в то время как в контрольной группе только у двух детей низкий уровень наглядно образного мышления. Из результатов протоколов исследования (см. приложение, протокол 1 и 2) мы видим, что наибольшее затруднение у детей обеих групп вызвал субтест №4 на выявление способности к установлению конкретных связей и зависимостей, однако у детей из экспериментальной группы это задание было выполнено несколько лучше, чем у детей контрольной группы (по среднеарифметическому показателю). Лучше всех, у обеих групп было выполнен субтест №6 на изучение уровня понятийного вербального мышления, но лучшие результаты (см. приложение, протокол 1 и 2) показали дети контрольной группы. Обобщенные результаты показали, что общий уровень наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы не на много отличается от общего уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы.

Поэтому мы можем говорить о том, что наглядно-образное мышление детей с речевыми нарушениями приближено к норме.

Гипотеза была подтверждена частично, цель достигнута, задачи выполнены.

Приложение

Таблица 1

Список детей контрольной и экспериментальной групп

Экспериментальная группа

Возраст

Контрольная группа

Возраст

Кирилл С.

6

Вероника К.

6

Ваня Ф.

6

Влад М.

7

Алина К.

7

Стефания Ш.

6

Алина К.

6

Лиза З.

6

Яна Л.

7

Влад В.

7

Настя О.

6

Таблица 2

Список детей экспериментальной группы с указанием степени общего недоразвития речи.

Экспериментальная группа

Степень ОНР

Кирилл С.

II

Ваня Ф.

I

Алина К.

II

Алина К.

III

Яна Л.

III

Страницы: 1 2 3


Приложение 1
ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы. ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хоро ...

Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», ...

Обонятельные ощущения
Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разно­видностями химической чувствительности. До недавнего времени при­нято было думать, что у человека обоняние не играет особенно суще­ственной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на соз­дание полож ...