Материалы » Условия профессионального и личного роста » Организационная культура как фактор личностного роста

Организационная культура как фактор личностного роста
Страница 1

На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура.

Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в позитивном (идет личностный рост) или негативном (личностный рост ограничивается).

Любой производственный коллектив всегда действует в условиях среды, которая непосредственно окружает человека и воздействует на его нервную систему, вызывая различные нервно-психические состояния.

Это – "ближайшая среда", окружающая человека, его микромир, в котором он проводит одну треть своей жизни. В процессе взаимодействия работники взаимодействуют с окружающей их производственной средой (орудиями труда, людьми), проявляя тем или иным образом свое отношение к ней.

Эти проявления эмоционально окрашенного отношения непрерывны и разнообразны. Вместе с рядом других факторов они создают в производственном коллективе своеобразную эмоционально-психологическую атмосферу, которую называют "психологическим климатом".1

Роль социально-психологического климата в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами.

Прежде всего, морально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека.

Особая значимость климата в системе условий человеческой деятельности определяется, во-первых, тем, что СПК характеризует ближайшие, самые непосредственные (в отличии от более удаленных и опосредованных) условия жизнедеятельности.

Не менее актуально, во-вторых, что явление климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическую атмосферу.

Нельзя не учитывать, наконец, и то обстоятельство, что с климатом трудового коллектива связано представление о наиболее значимом в структуре всего образа жизни человека плацдарме его трудовой деятельности.

В итоге роль социально-психологического климата коллектива как фактора существования, активности и формирования личности объясняется значимостью для человека обратной связи с окружающей его средой обитания, и, прежде всего, средой социальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.

Если в коллективе преобладают стенические эмоции (т.е. повышающие жизнедеятельность организма работника, а отсюда – его трудовую активность), создается "положительный психологический климат".

Если же в коллективе преобладают астенические эмоции (т.е. понижающие жизнедеятельность организма работников), такая производственная атмосфера именуется "отрицательным психологическим климатом".

Первоосновой социально-психологического климата является следующее:

Страницы: 1 2 3


Исследование межличностных отношений и групповых процессов
Источник: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003, с.701-762 МЕТОДИКА 13.1. «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ». Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений суб ...

Основные периоды и этапы в развитии конфликта.
Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; 2)второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого уча ...

Опережающее возбуждение
П.К. Анохин настойчиво искал ответ на вопрос, по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта. Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, сущность которой состояла в том, что производилась внез ...