Организационная культура как фактор личностного
ростаСтраница 1
На мотивацию индивида часто оказывает значительное влияние организационная культура.
Организационную культуру можно выразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований, традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именно от нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в позитивном (идет личностный рост) или негативном (личностный рост ограничивается).
Любой производственный коллектив всегда действует в условиях среды, которая непосредственно окружает человека и воздействует на его нервную систему, вызывая различные нервно-психические состояния.
Это – "ближайшая среда", окружающая человека, его микромир, в котором он проводит одну треть своей жизни. В процессе взаимодействия работники взаимодействуют с окружающей их производственной средой (орудиями труда, людьми), проявляя тем или иным образом свое отношение к ней.
Эти проявления эмоционально окрашенного отношения непрерывны и разнообразны. Вместе с рядом других факторов они создают в производственном коллективе своеобразную эмоционально-психологическую атмосферу, которую называют "психологическим климатом".1
Роль социально-психологического климата в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами.
Прежде всего, морально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека.
Особая значимость климата в системе условий человеческой деятельности определяется, во-первых, тем, что СПК характеризует ближайшие, самые непосредственные (в отличии от более удаленных и опосредованных) условия жизнедеятельности.
Не менее актуально, во-вторых, что явление климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическую атмосферу.
Нельзя не учитывать, наконец, и то обстоятельство, что с климатом трудового коллектива связано представление о наиболее значимом в структуре всего образа жизни человека плацдарме его трудовой деятельности.
В итоге роль социально-психологического климата коллектива как фактора существования, активности и формирования личности объясняется значимостью для человека обратной связи с окружающей его средой обитания, и, прежде всего, средой социальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
Если в коллективе преобладают стенические эмоции (т.е. повышающие жизнедеятельность организма работника, а отсюда – его трудовую активность), создается "положительный психологический климат".
Если же в коллективе преобладают астенические эмоции (т.е. понижающие жизнедеятельность организма работников), такая производственная атмосфера именуется "отрицательным психологическим климатом".
Первоосновой социально-психологического климата является следующее:
Рабочая программа. Пояснительная записка
Курс «Социальная психология» является одним из базовых курсов психологического направления, на основе которого выстраиваются такие важнейшие дисциплины для профессионального образования психолога в сфере управления как «Психология лидерства», «Психология маркетинга», «Психология влияния», «Политическая психология» и др.
Программа данно ...
Социально-психологические аспекты развития группы
Формирование идеи развития группы наряду с идеей динамики групповой жизни. Основные подходы к анализу развития группы.
Традиции социально-психологического тренинга. Современные концепции «социализации группы». Проблема развития группы в исследованиях индивидуализма и коллективизма.
Значение идей А. С. Макаренко для разработки социальн ...
Прием организации временного соседства.
При общении с подчиненным допускается варьировать местом общения. При начале диалога начальник, начав разговор на близкую подчиненному тему, может беседовать сидя рядом с ним на стульях, стоящих вдоль стены его кабинета. Перейдя на более официальный тон, начальник сможет поменять позицию, устроившись за своим рабочим столом. ...

