Организационная культура как фактор личностного
ростаСтраница 2
внутрипроизводственные условия (условия физической среды, в которой работают люди);
социально-психологическая обстановка труда (уровень морального и материального стимулирования труда);
психофизиологическая и эмоционально-психологическая совместимость работников.
Если будет отсутствовать хотя бы один из перечисленных факторов, нормальная рабочая атмосфера будет сорвана, психическая реактивность работников обострена и это скажется и на производственных показателях, и на психологических взаимоотношениях в коллективе (в форме социальных "взрывов" и конфликтов).
Здоровая трудовая атмосфера в производственном коллективе, положительный эмоционально-психологический климат зависят от рациональной организации той "ближайшей среды", которая на производстве окружает людей и является детерминантом их психофизиологических и эмоционально-психических состояний.
Понятие производственной социально-психологической среды включает в себя совокупное воздействие на человека природной среды, искусственной рабочей среды, социальной среды, санитарной среды, а также внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием.
Производственная социально-психологическая среда как раз и есть то, что определяет ту или иную трудовую отдачу от каждого человека и условия его производственного обитания. Она включает в себя гармоническую оптимизацию всех подвидов трудового экологического пространства: внешнего (элементы физической среды и межчеловеческих отношений) и внутреннего (психофизические отношения ощущения человека в условиях комфортного устройства рабочего места – ячейки личного экологического пространства, определяющую профессиональную сохранность работника и его работоспособность).
Оптимальные условия рабочей среды – социально-психологические и производственно-экологические, в которых трудится человек, служат залогом его высокой работоспособности. Для этого необходимо создать комфортные условия на каждом рабочем месте.
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика структуры его проявлений. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках, рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.1
В структуре проявлений СПК очевидно наличие двух основных составляющих – отношение людей к труду и их отношение друг к другу.
Психологический климат коллектива обнаруживает себя, прежде всего в отношении людей друг к другу и к общему делу, но этим не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношении людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Следовательно, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее кристаллизуется в форму самоотношения и самосознания личности.
На самочувствии личности в коллективе отражаются ее отношения в группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в ней. Самочувствие личности в определенной степени может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. Проведение своевременного анонимного анкетирования для исследования социально-психологического климата в коллективе (см. Приложение №2) позволяет выявить степень удовлетворенности работников по многим вопросам и при необходимости наметить перспективные пути их улучшения.
Инструментальные условные рефлексы
Параллельно с работами И.П. Павлова, в США развивалось изучение сложных рефлексов, которые носят название инструментальных условных рефлексов. Основателем этого направления был Морган (Morgan, 1900).
Различия инструментальных рефлексов и классических павловских довольно велики.
В классических условных рефлексах условный сигнал — раздр ...
Симпатическая и парасимпатическая иннервация под влиянием стресса
В результате многочисленных исследований было установлено, что различные эмоциональные реакции вызывают изменения в функционировании внутренних органов. Систематизировал же эти данные и представил в виде единой теории уже упоминавшийся У. Кэннон. Его теория «реакции мобилизации» [11, 302] является классической концепцией, объясняющей из ...
Речь как средство общения людей.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь з ...