Материалы » Условия профессионального и личного роста » Организационная культура как фактор личностного роста

Организационная культура как фактор личностного роста
Страница 2

внутрипроизводственные условия (условия физической среды, в которой работают люди);

социально-психологическая обстановка труда (уровень морального и материального стимулирования труда);

психофизиологическая и эмоционально-психологическая совместимость работников.

Если будет отсутствовать хотя бы один из перечисленных факторов, нормальная рабочая атмосфера будет сорвана, психическая реактивность работников обострена и это скажется и на производственных показателях, и на психологических взаимоотношениях в коллективе (в форме социальных "взрывов" и конфликтов).

Здоровая трудовая атмосфера в производственном коллективе, положительный эмоционально-психологический климат зависят от рациональной организации той "ближайшей среды", которая на производстве окружает людей и является детерминантом их психофизиологических и эмоционально-психических состояний.

Понятие производственной социально-психологической среды включает в себя совокупное воздействие на человека природной среды, искусственной рабочей среды, социальной среды, санитарной среды, а также внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием.

Производственная социально-психологическая среда как раз и есть то, что определяет ту или иную трудовую отдачу от каждого человека и условия его производственного обитания. Она включает в себя гармоническую оптимизацию всех подвидов трудового экологического пространства: внешнего (элементы физической среды и межчеловеческих отношений) и внутреннего (психофизические отношения ощущения человека в условиях комфортного устройства рабочего места – ячейки личного экологического пространства, определяющую профессиональную сохранность работника и его работоспособность).

Оптимальные условия рабочей среды – социально-психологические и производственно-экологические, в которых трудится человек, служат залогом его высокой работоспособности. Для этого необходимо создать комфортные условия на каждом рабочем месте.

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика структуры его проявлений. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках, рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.1

В структуре проявлений СПК очевидно наличие двух основных составляющих – отношение людей к труду и их отношение друг к другу.

Психологический климат коллектива обнаруживает себя, прежде всего в отношении людей друг к другу и к общему делу, но этим не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношении людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.

А это в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Следовательно, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее кристаллизуется в форму самоотношения и самосознания личности.

На самочувствии личности в коллективе отражаются ее отношения в группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в ней. Самочувствие личности в определенной степени может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. Проведение своевременного анонимного анкетирования для исследования социально-психологического климата в коллективе (см. Приложение №2) позволяет выявить степень удовлетворенности работников по многим вопросам и при необходимости наметить перспективные пути их улучшения.

Страницы: 1 2 3


Практическое применение
Разработанные в научной школе Семёнова И.Н. рефлексивной психологии и педагогики технологии использования каждого из этих видов в качестве средств культивирования индивидуального, диалогического, полилогического мышления, обеспечивают развитие творческого потенциала личности в условиях как индивидуального самосовершенствования, так и тр ...

Отражение влияния депрессии на детей
На детей депрессия может выразиться в форме: повышенного голоса; пониженной оценки; высокая требовательность и т.д. ...

Вспомогательные методы исследования
В группу вспомогательных методов мы включили метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик), метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера), шкалу тревожности Ч. Спил-бергера, а также наблюдение вербальных и неверба ...