Материалы » Виды общения » Функции общения

Функции общения
Страница 2

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение «снизу».

Следующая функция общения – познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. – психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения – это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы – память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, экспрессию – то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция общения - это организация межличностных отношений.[5]

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;

- осознания себя как части целого – частички человеческого взаимодействия;

- стремление так организовать взаимоотношения, чтобы общение с вами было приятным для другого;

- взаимоотношения не должны складываться стихийно, необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен – это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей всегда есть борьба – борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

Страницы: 1 2 


Определение объема выборки исследования
Выбор объекта исследования — задача, которую предстоит решать психологу после определения зависимой и независимой переменных. В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Формирование выборки испытуемых — экспериментальной группы — должно подчиняться ряду правил. 1. Содержательн ...

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретир ...

Техника мотивирования партнера. Прием привлечения внимания необычной информацией.
Необычная информация привлекает внимание, вызывает желание узнать побольше о интересном факте, продолжить разговор на данную тему. ...