Психология межгрупповых отношений
История развития психологической проблематики межгрупповых отношений относительно невелика, тем не менее, в настоящее время сложились четыре основных подхода, в рамках, которых проводится и интерпретируется исследования.
1) Мотивационный подход, разработанный в классическом психоанализе З. Фрейда.
2) Ситуативный подход, сформулированный благодаря экспериментам Шерифа.
3) Когнитивный подход представлен рядом исследователей, среди которых в последние годы, как правило, упоминают эксперименты Тэшвела о неизбежности межгрупповой дискриминации. Межгрупповая дискриминация сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе, при этом кооперативная неудача ведет к большей групповой пристрастности, чем кооперативный успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.
4) Деятельностный подход, разрабатываемый в российской социальной психологии Агеевым, согласно которому проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория, а межгрупповое взаимодействие зависит от адекватности совместной деятельности.
Среди социально-психологических феноменов в исследованиях межгруппового взаимодействия особая роль отводится фаворитизму (благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой, проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах социального восприятия).
Выяснено, что фаворитизм тем выше, чем важнее для группы критерии группового сравнения, более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа, больше сходство взглядов членов группы, меньше уверенности в легитимности группы, при этом принадлежность к меньшинству в группе увеличивает фаворитизм.
Таблица 1
Основные подходы к анализу межгрупповых отношений
Направления |
Представители |
Содержание |
Критика |
МОТИВАЦИОННОЕ |
З. Фрейд Доллард Бандура Берковитц Адорно |
1) неизбежность и универсальность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии; 2) функция враждебности (главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы); 3) механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанность к своему (своеобразный Эдипов комплекс во взрослом возрасте) |
Нечувствительность «детских сценариев» к изменившемуся социуму, психологический редукционизм. |
СИТУАТИВНЫЕ |
Шериф Кэмпбелл |
Реальный конфликт интересов между группами и отношения конкуренции обусловливают: 1) враждебность к источнику угрозы; 2) увеличение внутригрупповой солидарности, 3) осознание членства в группе, 4) увеличение непроницаемости границ группового членства, 5) уменьшение степени отклонения от выполнения групповых норм, 6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм |
взаимодействие рассматривается безотносительно к индивидуальным мотивационным структурам, люди как куклы-марионетки, детерминированные только ролью |
КОГНИТИВНЫЙ |
Фергюссон Г. Келли Г. Тэшфел Тернер |
Процесс межгруппового взаимодействия выглядит как логическая цепочка:
|
Психологический редукционизм: реальная жизнь отражается в восприятии, но не сводится к нему |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ |
В. С. Агеев |
Зависимость межгруппового поведения от социальной идентичности и обусловленность их рядом факторов - объективных условий - в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы. В рамках данного направления анализируется опосредующая роль совместной деятельности в процессе социальных отношений. |
Недостаточная разработанность данного подхода, небольшой объем эмпирических исследований |
Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или социальная группа.
Организация и методика проведения психодиагностического обследования. Организация и методика психодиагностического обследования
Обследование дошкольников проводилось в частном детском саду города Полевского. Обследование проводилось в период с 1.05 по 8.05.2007 г. Общее количество обследуемых – 8 человек, из которых 6 мальчиков и 2 девочки, средний возраст в группе – 5,5 лет. Возрастной разброс в выборке составил 3 года: самому старшему респонденту – 7 лет, само ...
Соотношение мышления и речи.
- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» м ...
Прием демонстрации авторитетной позиции, приближения позиции коммуникатора
к партнеру.
Это ответ на властное рукопожатие партнера, показ знаний в интересующей области, общие знакомые, опыт человека в той или иной области и т.д. ...