Психология межгрупповых отношений
История развития психологической проблематики межгрупповых отношений относительно невелика, тем не менее, в настоящее время сложились четыре основных подхода, в рамках, которых проводится и интерпретируется исследования.
1) Мотивационный подход, разработанный в классическом психоанализе З. Фрейда.
2) Ситуативный подход, сформулированный благодаря экспериментам Шерифа.
3) Когнитивный подход представлен рядом исследователей, среди которых в последние годы, как правило, упоминают эксперименты Тэшвела о неизбежности межгрупповой дискриминации. Межгрупповая дискриминация сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе, при этом кооперативная неудача ведет к большей групповой пристрастности, чем кооперативный успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.
4) Деятельностный подход, разрабатываемый в российской социальной психологии Агеевым, согласно которому проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория, а межгрупповое взаимодействие зависит от адекватности совместной деятельности.
Среди социально-психологических феноменов в исследованиях межгруппового взаимодействия особая роль отводится фаворитизму (благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой, проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах социального восприятия).
Выяснено, что фаворитизм тем выше, чем важнее для группы критерии группового сравнения, более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа, больше сходство взглядов членов группы, меньше уверенности в легитимности группы, при этом принадлежность к меньшинству в группе увеличивает фаворитизм.
Таблица 1
Основные подходы к анализу межгрупповых отношений
Направления |
Представители |
Содержание |
Критика |
МОТИВАЦИОННОЕ |
З. Фрейд Доллард Бандура Берковитц Адорно |
1) неизбежность и универсальность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии; 2) функция враждебности (главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы); 3) механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанность к своему (своеобразный Эдипов комплекс во взрослом возрасте) |
Нечувствительность «детских сценариев» к изменившемуся социуму, психологический редукционизм. |
СИТУАТИВНЫЕ |
Шериф Кэмпбелл |
Реальный конфликт интересов между группами и отношения конкуренции обусловливают: 1) враждебность к источнику угрозы; 2) увеличение внутригрупповой солидарности, 3) осознание членства в группе, 4) увеличение непроницаемости границ группового членства, 5) уменьшение степени отклонения от выполнения групповых норм, 6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм |
взаимодействие рассматривается безотносительно к индивидуальным мотивационным структурам, люди как куклы-марионетки, детерминированные только ролью |
КОГНИТИВНЫЙ |
Фергюссон Г. Келли Г. Тэшфел Тернер |
Процесс межгруппового взаимодействия выглядит как логическая цепочка:
|
Психологический редукционизм: реальная жизнь отражается в восприятии, но не сводится к нему |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ |
В. С. Агеев |
Зависимость межгруппового поведения от социальной идентичности и обусловленность их рядом факторов - объективных условий - в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы. В рамках данного направления анализируется опосредующая роль совместной деятельности в процессе социальных отношений. |
Недостаточная разработанность данного подхода, небольшой объем эмпирических исследований |
Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или социальная группа.
Занятие 12-е. Тема: "Я имею право".
Цель — способствовать укреплению такой системы ценностей, в которой законным является самопринятие.
Это заключительное занятие укрепляет веру в себя, оставляет участников в оптимистическом настроении. Вначале обсуждаем то, что мы себе длительное время не позволяли, запрещали, и формулируем новое отношение к вопросу в виде утверждения & ...
Прием "Имя собственное".
Для каждого человека его собственное имя является лучшей музыкой. У человека есть потребность быть признанным через личностную значимость. Когда это происходит при обращении "по имени" и эта потребность удовлетворяется, то возникают положительные эмоции и расположение к источнику положительных эмоций. Такие обращения как " ...
Выводы
В проведенном эмпирическом исследовании приняло участие 12 студентов ТМК 312 группы, II бригады, в возрасте от 19 до 21 года. Исследование проводилось с 1 по 3 апреля 2009 года.
Испытуемым была предложена методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности. Данная методика помогает определить ведущие потребно ...