Психология межгрупповых отношений
История развития психологической проблематики межгрупповых отношений относительно невелика, тем не менее, в настоящее время сложились четыре основных подхода, в рамках, которых проводится и интерпретируется исследования.
1) Мотивационный подход, разработанный в классическом психоанализе З. Фрейда.
2) Ситуативный подход, сформулированный благодаря экспериментам Шерифа.
3) Когнитивный подход представлен рядом исследователей, среди которых в последние годы, как правило, упоминают эксперименты Тэшвела о неизбежности межгрупповой дискриминации. Межгрупповая дискриминация сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе, при этом кооперативная неудача ведет к большей групповой пристрастности, чем кооперативный успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.
4) Деятельностный подход, разрабатываемый в российской социальной психологии Агеевым, согласно которому проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория, а межгрупповое взаимодействие зависит от адекватности совместной деятельности.
Среди социально-психологических феноменов в исследованиях межгруппового взаимодействия особая роль отводится фаворитизму (благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой, проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах социального восприятия).
Выяснено, что фаворитизм тем выше, чем важнее для группы критерии группового сравнения, более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа, больше сходство взглядов членов группы, меньше уверенности в легитимности группы, при этом принадлежность к меньшинству в группе увеличивает фаворитизм.
Таблица 1
Основные подходы к анализу межгрупповых отношений
|
Направления |
Представители |
Содержание |
Критика |
|
МОТИВАЦИОННОЕ |
З. Фрейд Доллард Бандура Берковитц Адорно |
1) неизбежность и универсальность аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии; 2) функция враждебности (главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы); 3) механизм формирования враждебности к «чужим» и привязанность к своему (своеобразный Эдипов комплекс во взрослом возрасте) |
Нечувствительность «детских сценариев» к изменившемуся социуму, психологический редукционизм. |
|
СИТУАТИВНЫЕ |
Шериф Кэмпбелл |
Реальный конфликт интересов между группами и отношения конкуренции обусловливают: 1) враждебность к источнику угрозы; 2) увеличение внутригрупповой солидарности, 3) осознание членства в группе, 4) увеличение непроницаемости границ группового членства, 5) уменьшение степени отклонения от выполнения групповых норм, 6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм |
взаимодействие рассматривается безотносительно к индивидуальным мотивационным структурам, люди как куклы-марионетки, детерминированные только ролью |
|
КОГНИТИВНЫЙ |
Фергюссон Г. Келли Г. Тэшфел Тернер |
Процесс межгруппового взаимодействия выглядит как логическая цепочка:
|
Психологический редукционизм: реальная жизнь отражается в восприятии, но не сводится к нему |
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ |
В. С. Агеев |
Зависимость межгруппового поведения от социальной идентичности и обусловленность их рядом факторов - объективных условий - в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы. В рамках данного направления анализируется опосредующая роль совместной деятельности в процессе социальных отношений. |
Недостаточная разработанность данного подхода, небольшой объем эмпирических исследований |
Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или социальная группа.
Определение темперамента по тесту “Формула темперамента”
Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку.
Фт – формула темперамента
Х – холерик; С – сангвиник; Ф – флегматик; М – меланхолик.
Таблица 3
Процентное соотношение темперамента у конкретного человека
Х
С
Ф
М
Х/С
С/Ф
40% и выше
1
6
-
-
1 ...
Услышь ошибку
Время проведения: 3 мин
Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.
Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92 ...
Упражнение «Телефон»
Время проведения: 10 мин
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть г ...

