Материалы » Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную деятельность » Снижение работоспособности и эффективности преподавания у учителей

Снижение работоспособности и эффективности преподавания у учителей

Под влиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность и эффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия может сопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. Отмечается снижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой, общее снижение психического и физического тонуса. Сами больные часто жалуются на «лень», безволие, на то, что не могут «взять себя в руки». Сниженное настроение может иметь самые различные оттенки – от чувства скуки, грусти, легкой утомляемости, подавленности до чувства угнетенности с тревожностью или мрачной угрюмости. Появляется пессимизм в оценке себя, своих способностей, социальной ценности. Радостные события не находят отклика. Больные стремятся к уединению, чувствуют себя не такими, как раньше. Уже в начале развития депрессивные синдромы отмечаются стойкие нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные. расстройства, головные боли, неприятные тягостные ощущения в теле. Это так называемый циклотимический тип депрессий, характеризующийся неглубокой степенью расстройств.

При углублении тяжести депрессии нарастает психомоторная и интеллектуальная заторможенность; тоска становится ведущим фоном настроения. В тяжелом состоянии больные выглядят подавленными, мимика скорбная, заторможенная (гипомимия) или полностью застывшая (амимия). Глаза печальные, верхние веки полуопущены с характерной складкой Верагута (веко изогнуто углом вверх во внутренней его трети). Голос тихий, глухой, монотонный, маломодулированный; речь скупая, ответы односложны. Мышление заторможено, с бедностью ассоциаций, с пессимистической направленностью на прошлое, настоящее, будущее. Характерны мысли о своей неполноценности, никчемности, идеи вины или греха (Депрессивные синдромы с идеями самообвинения и самоуничижения). При преобладании психомоторной заторможенности движения больных замедленны, взгляд потухший, безжизненный, устремлен в пространство, слезы отсутствуют («сухая» депрессия); в тяжелых случаях отмечается полная обездвиженность, оцепенение (депрессивный ступор) – ступорозная депрессия. Эти состояния глубокой заторможенности могут иногда внезапно прерываться состояниями меланхолического неистовства (raptus melancholicus) — взрывом чувства отчаяния, безысходности со стенаниями, стремлением к самоувечью. Нередко в такие периоды больные кончают жизнь самоубийством. Особенностью тоски является физ. ее ощущение в груди, в сердце (anxietas praecordialis), в голове то в виде «душевной боли», жжения, то в виде «тяжелого камня» (так называемое витальное чувство тоски).


Потребности человека: морально-этический аспект
Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения. Однако одностороннее развитие каких то потребностей, неадекватное возможностям их удовлетворения, ...

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современ ...

Синапсы (строение, структура, функции). Физиология нейрона и его строение
Простейшая реакция нервной системы на внешний раздражитель - это рефлекс. Прежде всего, рассмотрим строение и физиологию структурной элементарной единицы нервной ткани животных и человека - нейрона. Функциональные и основные свойства нейрона определяются его способностью к возбуждению и самовозбуждению. Передача возбуждения осуществляет ...