Концепция «творческого Я» А. Адлера
Страница 1

Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. [9]

Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов А. Адлера. Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как развивается, пока остается без объяснений.

[9]

Личностное время, является, пожалуй, самым важным показателем уровня развития индивидуальности, выступающим в роли интегратора, соотносящего в субъективном временном континууме показатели всех «часов». Внесознательно складывающаяся, аморфоподобная Я-концепция маленького ребенка еще не выходит за границы сенсомоторной сферы. Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста получил название «психологического возраста», который считается интегральным показателем человека ко времени своей жизни и определяется как самооценка человеком себя на шкале собственного жизненного времени. Соответствие хронологического и психологического (личностно окрашенного) возраста свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соотнести свои притязания и возможности. [16]

Кто мы? Поскольку мы – уникальные и сложные создания, у нас есть много возможностей дописать предложение «Я - …» (вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?). Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется нашей Я-концепцией. Элементы нашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых мы определяем себя, представляют собой наши Я-схемы. Схемы – это шаблоны сознания, с помощью которых мы организуем наши миры.

Наши Я-схемы – наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-то еще – активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. Так в фокусе нашего зрения находится наша собственная персона, мы с готовностью допускаем, что и окружающие постоянно замечают и оценивают нас.

Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные «Я», т.е. то, какими мы можем стать. По мнению Маркус и ее соавторов, наши возможные «Я» включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, - богатым, изящным, страстно любимым и любящим «Я». В наши Я-концепции входят и те «Я», которыми мы боимся стать, - безработный «Я», нелюбимый «Я» и «Я», не справляющийся с учебной программой.

Страницы: 1 2


Корыстно-частнособственнические. Мотивация: материальная выгода. Семейный тип.
Общие черты: - обычно трудолюбивы и исполнительны; - высокий уровень мотивации повышения материального благосостояния; - совершение преступления не для себя, а для поддержания необходимого, по мнению близких, материального уровня (отсюда нередко – аскетизм по отношению к себе). ...

Нейрофизиологические механизмы элементарной рассудочной деятельности
Первое положение. Большой объём мозга создаёт больше возможностей для упорядоченности его функций. По сути - это общий принцип системной организации, полагающий, что в системах с большим количеством элементов создаётся больше предпосылок для качественного наращивания организации. В приложении к биологии он был впервые сформулирован физ ...

Виды слушания
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно. В бизнесе умение слушать особенно важно, поскольку это один из важнейших принципов ведения деловых бесед и коммерческих перегов ...