Материалы » Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей » Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона

Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона
Страница 1

Как формируется чувство собственного «Я»? Одна из наиболее авторитетных теорий, призванных ответить на этот вопрос, была предложена Эриком Эриксоном, автором теории поэтапного развития Я-концепции. Он утверждал, что, несмотря на то, что формирование личной идентичности является задачей всей жизни, оно имеет критическое значение в подростковом возрасте и в раннем периоде взрослой жизни. Эриксон считал, что цель данного процесса состоит в «способности воспринимать собственное «Я» как нечто, обладающее непрерывностью и постоянством, и действовать в соответствии с этим». Если молодой человек обретает устойчивое чувство идентичности, он получает основу для составления планов, касающихся работы или карьеры, и для установления интимных связей.

Ощущение собственного «Я» берет свое начало в раннем детстве, когда человек осознает себя как отдельного индивида. Маленькие дети обладают весьма явными представлениями о своих личностных качествах и о том, хорошо ли они что-то делают. Более того, многие изменения происходят в средний и поздний периоды взрослой жизни, что может влиять на Я-концепцию человека.

Таким образом, несмотря на то, что психологи продолжают соглашаться с Эриксоном, утверждавшим, что вопросы идентичности имеют особенное значение в подростковом возрасте и в ранний период взрослой жизни, ясно и то, что формирование личностного чувства собственного «Я» является процессом всей жизни, который начинается в детстве и никогда в действительности не заканчивается. [9]

Знание о самом себе формируется на основе информации, поступающей из различных источников. Большая часть нашего знания о себе проистекает из социализации. В детстве родители, учителя и друзья обращаются с нами определенным образом, мы также принимаем участие в религиозных, этнических или культурных формах поведения, которые в дальнейшем становятся важными аспектами нас самих. Социализация формирует основу нашего раннего опыта, и регулярность этого опыта может со временем привести к усвоению его в качестве важных аспектов Я-концепции. Знание о себе мы получаем также из реакций на нас других людей. С.Х. Кули разработал понятие зеркального «Я», смысл которого заключается в том, что люди воспринимают себя так, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наше восприятие реакций других людей на нас называются «отраженными оценками».

Иногда люди четко и недвусмысленно реагируют на наши качества. Этот процесс часто начинается в ходе социализации, когда родители советуют не быть такими застенчивыми или говорят о том, как хорошо мы играем на пианино, что математика не является нашей сильной стороной или как много мы читаем. В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик. Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах. Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. [24]

Социальная идентичность – «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежностью». К этим группам относятся наши семейные и другие личные отношения; наша работа; наша принадлежность к религиозной, политической, этнической группе или общности и к другим группам, которые определяют или усиливают важные стороны нашего собственного «Я». Многие исследования, посвященные социальной идентичности, сосредотачивают свое внимание на этнической идентичности. Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности и определенной этнической группе.

Интересным аспектом воздействия этнической идентичности, и в более широком смысле – социальной идентичности, является то, что она может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью. Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют. Межкультурные исследования показали, что концепции собственного «Я» могут значительно различаться в зависимости от того, в рамках какой культуры живет человек. Скрупулезно исследуя этот вопрос, Маркус и Китаяма провели подробное противопоставление американской и японской культур для того, чтобы проиллюстрировать значительные различия Я-концепций западных, независимых и восточных культур. В Америке сильный упор делается на индивидуальность, на то, как человек может лучше всего выделиться на фоне других людей, раскрывая и используя свои уникальные таланты. Это независимое «Я» является «замкнутой, единичной, более или менее интегрированной мотивационной и когнитивной вселенной, динамичным центром сознания, эмоций, суждений, действий, организованных в характерное единое целое и противопоставленных как любому другому подобному целому, так и социальному и природному фону». Взаимозависимое «Я» японской культуры заключается в том, чтобы видеть себя частью окружающих социальных отношений, и осознавать, что поведение человека определяется и зависит от того, как он воспринимает мысли, чувства и действия других людей в отношениях с ними. Собственное «Я» становится значимым и законченным в большей степени в контексте социальных отношений, а не независимых автономных действий. Несмотря на то, что взаимозависимое «Я» рассматривается как обладающее набором внутренних качеств, таких как способности и мнения, эти неотъемлемые свойства расцениваются как зависящие от ситуации и неустойчивые, а не как определяющие особенности собственного «Я». Таким образом, взаимозависимое «Я» не является замкнутым целым, а скорее изменяет свою структуру в соответствии с природой социального контекста. [3]

Страницы: 1 2


Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.
Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлен ...

Ассоциации памяти
Еще во втором веке до н. э. величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация» означает «присоединение», «связь», «союз». В данном случае иметься в виду связь между психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлог ...

Исследование самооценки больных алкоголизмом
Для наглядности приведем варианты некоторых комплексных видов формирования антиалкогольных установок (кодирования). Парнокомплексное кодирование. Михаилу Н. (43г.) гипнотическим методом проведено внушение отвращения, (кодирование) на слово "водка" (или на запах водки), причем так, что он, услышав его, чувствует тошноту. В до ...