Материалы » Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей » Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона

Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона
Страница 2

Схемы собственного «Я» включают измерения, которыми мы пользуемся, думая о себе. Люди опираются на схемы в отношении тех характеристик, которые они считают для себя особенно важными и относительно которых они оценивают себя как относящихся к одному из полюсов данной характеристики и уверены, что противоположный неверен для них. Не все схемы собственного «Я» - позитивны. Люди также обладают хорошо сформулированными, высокоорганизованными убеждениями в отношении самих себя, касающихся отрицательных качеств. То, какой аспект собственного «Я» оказывает влияние на наши мысли и реальное поведение, в большей степени зависит от того, какой аспект Я-концепции соответствует определенной ситуации. Аспект Я-концепции, ассоциирующийся с определенной ситуацией, называется рабочей Я-концепцией. Иногда рабочая Я-концепция может отличаться от базовой Я-концепции. Изменения в рабочей Я-концепции приводят к изменениям в постоянной

Я-концепции только тогда, когда рабочая Я-концепция является устойчивой в течение какого-либо времени. Еще одним аспектом собственного «Я», имеющим значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции. Некоторые люди думают о себе по одному или двум доминирующим направлениям, в то время как другие рассуждают о себе с точки зрения множества качеств. Анализ различий между людьми, обладающими простым и сложным восприятием собственного «Я», проведенный Патрисией Линвилл, показывает, что людей с простыми Я-концепциями вдохновляет успех в значимой для них области, но они очень уязвимы для неудачи. Таким образом, позитивная комплексность собственного «Я» может действовать как буфер против стрессовых ситуаций. В частности, она может помочь человеку справиться с депрессией или не дать ему заболеть в ответ на неудачи. Обширные исследования продемонстрировали значение сложности собственного «Я» для защиты людей от неудач, но с одним предостережением: только позитивные комплексные образы собственного «Я» способны выполнять эту функцию. Негативные комплексные образы собственного «Я», напротив представляют собой фактор риска, ведущий к депрессии, и предполагают более длительное восстановление после нее. [27]

Хотя процессы научения конкретным внешним действиям и эмоциональным реакциям являются, безусловно, важными для понимания психопатологии, однако социально-когнитивная теория все больше приходит к необходимости подчеркнуть роль дисфункциональных ожиданий и Я-концепций. Люди могут ошибочно ожидать появления боли вслед за какими-то событиями или ассоциировать боль с некоторыми ситуациями. И на основе этих ожиданий они могут вести себя так, чтобы избежать этих ситуаций, а на самом деле они иногда могут создавать ту самую ситуацию, которую пытались избежать.

Когнитивные процессы также вносят свой вклад в психопатологию в виде дисфункциональных самооценок и, в особенности, в виде представления о собственной неэффективности. Напомним, что воспринимаемая самоэффективность – это представление о том, что мы можем выполнить требования ситуации или справиться с ней. Представление о собственной неэффективности – это чувство, что вы не можете выполнить требуемую задачу или справиться с требованиями ситуации. Согласно социально-когнитивной теории, именно восприятие собственной неэффективности играет главную роль в тревожности и депрессии. Бандура обращает внимание на интересный момент: расхождение между стандартами и деятельностью может давать разный эффект – оно может вести к увеличению усилий, к апатии или к депрессии. От чего зависит, какой будет эффект? Согласно Бандуре, расхождение между успешностью и стандартами приводит к повышению мотивации, если люди верят, что у них есть необходимый уровень эффективности для осуществления цели. Убеждение в том, что цель находится за пределами способностей, поскольку она нереалистична, приводит к отказу от цели и, возможно к апатии, но не к депрессии. Одной из самых активных областей социально-когнитивной психологии стали исследования связей между убеждением в самоэффективности и здоровьем. Убеждения о самоэффективности воздействуют на здоровье двояким образом. Они влияют на поведение связанное со здоровьем, и, кроме того, прямо воздействуют на физиологические процессы. [21]

Страницы: 1 2 


Трудность тестовых заданий
Теоретическая справка Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен в ...

Теории изучения феномена идентификации и идентичности
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализирует опыт дошкольников, используя социальную модель рекрутирования в нормальные гендерные идентичнос ...

Анализ результатов исследования
При проведении пограничного анализа уже через месяц больные отмечали улучшение настроения (становилось «спокойно на душе», значительно уменьшились или полностью исчезли беспокойство, тревога, напряженность, злость). Большинство больных (82%), которые ранее проходили курс с помощью метода быстрого кодирования (стрессотерапии), а затем п ...