Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, и суициду.
Тема конфликта - это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. Проблема, конфликтов - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. [7]
Теоретическую основу исследования составили теории личностного развития (П.П. Блонский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), и исследования внутриличностиых конфликтов (Н. В. Гришина, К. Левин, Л. Козер, В.М. Мерлин, Е. Б. Фанталова, 3. Фрейд, А.И. Шипилов).
Объектом исследования является психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта
Предметом исследования – психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте
Цель: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте.
Сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть соотношения ценности и доступности как особенность внутриличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте;
2) провести диагностику личностной агрессивности и конфликтности у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте;
3) проанализировать особенности внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек;
Методы исследования. Использовались 3 группы методов:
1) метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования;
2) методы психодиагностики, которые включали следующие методики:
· Е. Б. Фанталова «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД);
· Е.П. Ильин «Личностная агрессивность и конфликтность»
· К. Томас «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»
· Проективная методика «рисунок человека и человека под дождем»
3) Методы математической статистики
Полученные в ходе исследования результаты обрабатывались качественным и количественным анализом (коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U – критерий Манна - Уитни). [10] Данные обрабатывались в программе Statistica 6.0
Характеристика выборки:
В исследовании принимали участие 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков) 29 гимназии г.Харькова, в возрасте от 12 -14лет и студенты 1го курса факультета психологии ХНУ им. Каразина (16-17 лет)
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы соотношения внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте
Теории и концепции
Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории и концепции:
1) гендерных различий;
2) гендерной социализации;
3) психологии женщины;
4) психологии мужчины;
5) психологии гендерных отношений;
6) гендерной психологи ...
Типы конфликтов и способов поведения в них.
Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований.
По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).
Для аогнистических конфликтов характерны:
1) конфронтация – пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими полит ...
Общие сведения
1. больная М.
2. возраст: 6 лет
3. посещает дет.сад.
4. имеет ли инвалидность, группа: нет
5. кем направлена в стационар: уч. больницей.
6. причина госпитализации: с целью лечения
7. дата поступления: 24.03.08. ...