Введение

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, и суициду.

Тема конфликта - это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. Проблема, конфликтов - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. [7]

Теоретическую основу исследования составили теории личностного развития (П.П. Блонский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), и исследования внутриличностиых конфликтов (Н. В. Гришина, К. Левин, Л. Козер, В.М. Мерлин, Е. Б. Фанталова, 3. Фрейд, А.И. Шипилов).

Объектом исследования является психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта

Предметом исследования – психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте

Цель: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте.

Сформулированы следующие задачи:

1) Рассмотреть соотношения ценности и доступности как особенность внутриличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте;

2) провести диагностику личностной агрессивности и конфликтности у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте;

3) проанализировать особенности внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек;

Методы исследования. Использовались 3 группы методов:

1) метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования;

2) методы психодиагностики, которые включали следующие методики:

· Е. Б. Фанталова «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД);

· Е.П. Ильин «Личностная агрессивность и конфликтность»

· К. Томас «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»

· Проективная методика «рисунок человека и человека под дождем»

3) Методы математической статистики

Полученные в ходе исследования результаты обрабатывались качественным и количественным анализом (коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U – критерий Манна - Уитни). [10] Данные обрабатывались в программе Statistica 6.0

Характеристика выборки:

В исследовании принимали участие 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков) 29 гимназии г.Харькова, в возрасте от 12 -14лет и студенты 1го курса факультета психологии ХНУ им. Каразина (16-17 лет)

Раздел 1. Теоретический анализ проблемы соотношения внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте


Результаы диагностики и их обсуждение. Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
Был проведен качественный анализ данных, результаты представлены по каждому испытуемому. 1.Чистяков М., мужской пол, 6 лет. Первой нарисовал фигуру своего пола, она больше, чем фигура женского пола (в анкете указано, что главой семьи должен быть отец). Так как фигура отца старше, чем испытуемый, можно отметить идентификацию с образом ...

Исследование межличностных отношений и групповых процессов
Источник: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под. общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003, с.701-762 МЕТОДИКА 13.1. «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ». Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений суб ...

Психология осужденного
Исправительная (пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику лично ...