Выводы
Страница 1

Итоговая агрессивность по субшкалам методики Басса – Дарки позволила объективно оценить развитость агрессивности в различных ее проявлениях.

Взятая изолированно, сама по себе, в отрыве от личностного контекста, агрессивность вне зависимости от ее выраженности не способна объяснить причины и характер поведения субъекта в конкретной ситуации. В то же время повышенная агрессивность в совокупности с другими характеристиками межличностного взаимодействия, входящими в данный блок, может являться фактором, повышающим вероятность открытого проявления агрессии в конфликте

Для выявления взаимосвязи между уровнем агрессивности и социальным статусом индивида в подростковых группах была проведена социометрия. Сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек с повышенным уровнем агрессивности показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам агрессивности и враждебности значимые различия наблюдаются в раздражительности. Степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков.

По остальным шкалам различия незначительны. Таким образом, анализ средних значений агрессивности позволяет утверждать, что у этой категории испытуемых агрессивность более выражена, чем враждебность, при этом мальчики и девочки агрессивны практически одинаково, а враждебность больше у девочек. При этом девочки более обидчивы, подозрительны и раздражительны.

Вместе с тем наблюдается опосредованная физической агрессии положительная корреляционная связь индекса агрессивности с результатами проективной методики «Рисунок несуществующего животного». Следует отметить, что успеваемость отрицательно коррелирует с методикой «РНЖ». Данное обстоятельство позволяет утверждать: непосредственным и единственным психологическим коррелятом агрессивности у девочек с повышенным уровнем агрессивности является вербальная агрессия.

Таким образом, агрессивность у девочек с повышенным уровнем агрессивности следует корректировать посредством снижения вербальной агрессии. Прослеживаются следующие непосредственные положительные корреляционные связи на статистически значимом уровне между индексом враждебности, обидой и подозрительностью. Враждебность высоко коррелирует с подозрительностью и с обидой, т.е. чем выше обида и подозрительность, тем больше враждебность девочек с повышенным уровнем агрессивности. При этом индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности у мальчиков, а индекс агрессивности превалирует у мальчиков. Таким образом, освобождая девочек с высоким уровнем агрессивности от чувства обиды и подозрительности, можно снизить уровень враждебности у них.

Анализ средних значений агрессивности подростков с нормальным уровнем агрессивности позволяет утверждать, что в норме у подростков индекс враждебности меньше индекса агрессивности, при этом девочки более подозрительны, а мальчики более склонны к физической агрессии. Степень выраженности физической агрессии мальчиков превосходит степень физической агрессии девочек. Прослеживаются связи между индексом агрессивности и вербальной агрессией, т.е. агрессивность мальчиков с пониженным уровнем агрессивности реализуется через вербальную агрессию. Данное обстоятельство наводит на мысль, что с целью снятия агрессивного напряжения у мальчиков необходимо продумать коррекционные упражнения, где есть возможность проявления вербальной агрессии, следовательно враждебность у мальчиков с повышенным уровнем агрессивности можно корректировать через снижение обиды, межличностной тревожности и подозрительности.

Страницы: 1 2


Диалектика приобретенного и природного в способностях
Более правильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов. Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных ...

Рецепторы
Рецепторы - орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем прочие органы или нервные волокна, поддается раздражению; он отличается особенно низкими порогами раздражения, т.е. его чувствительность, обратно пропорциональная порогу, особенно высока. В этом первая особенность рецептора как специализированного аппарат ...

Психологическая сущность игры дошкольника. Основные теории игры в психологической литературе
Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности. Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры. ...